Сказка изнутри

Ugri.jpg
Ugri.jpg

Параллельный мир фантазии куда прочнее нашего видимого: это истории, которые живут намного дольше самих рассказчиков, слушателей и даже персонажей. Хорошо, когда можно поиграть внутри сказки. Попасть в атмосферу, в которой никогда не знаешь, чего ожидать, а чувствуется только, что хочется дальше, хоть и мурашки по коже. Спектакль-путешествие по закулисью театра создает еще одну реальность, созданную волей режиссера. Здесь в дело идет все: останки старых декораций, бутафорские деревья-гиганты из папье-маше, огромные ржавые клетки, тяжелые фонари... главное, чтобы зритель чувствовал все смыслы и силы, спящие в них.

Вы сможете не только увидеть, но и кожей почувствовать движение эмоций и потоков воображения. Это взрослая жизнь внутри невидимых стен, переступив которые, “сказочный” герой может услышать лишь недоверчивое “да ты из другой сказки”. И в этот поход, думаю, дети должны взять с собой и родителей...

Молодому режиссеру спектакля Полине Стружковой не интересны (видимо, еще с детства)  привычные схемы действия сказки: Баба-Яга, Змей Горыныч, великаны, Чудо-юдо и прочие, которые крадут и прячут что-нибудь нужное герою, чья миссия обычно не сложнее, чем в компьютерной игре: пойди, спасись и сохранись. Реальное волшебство создаваемое реальными людьми, для нее гораздо важнее. Пьеса Томаса Тидхольма, которую она выбрала, для своей постановки рассказывает о смерти.

Дети сами отправляются на поиски неожиданно пропавшего дедушки. В этом походе им приходится пережить множество трудностей и преодолеть множество своих страхов, совершить множество открытий... пока, наконец, они не достигают “Угри-ла-Брек” - “деревни, где дым поднимается вверх”. Там они встречают дедушку и догадываются, что произошло...

- Какие сказки ты больше любила в детстве? Волшебные или...
- Мне больше нравились не волшебные, а скорее жизненные сказки. Когда какие-то чудеса появлялись в реальности. Например, чудеса,  которые можно было встретить в обычной жизни, все, вроде, как всегда... потом “хоп”, и оказываешься в какой-нибудь другой стране. Мне больше нравилось, когда героям помогают не волшебные силы, а когда люди сами к этому приходят. Сами могут что-то чудесное сотворить, сделать собственными руками. Когда все зависит просто от человека.

- А откуда в твоем спектакле родилась идея с блужданием артистов и зрителей по театру?
- Основная причина была в том, чтобы пьеса стала не просто развлечением для детей. Чтобы они не привыкали к тому, что вот они пришли, сели в зал, и артисты изо всех сил стараются, чтобы они хорошо провели время. Хотелось, чтобы они тоже переживали вместе с главными героями и чтобы они всегда были рядом с ними. Дети схватывают всё гораздо быстрее взрослых, они еще открыты для восприятия, им как раз не нужно долго ничего объяснять. Открытые и вовлеченные в действо, они прямо-таки физически смогут это прочувствовать. И нам необходимо было показать этот другой мир, какой-то потаенный... Мир, который обычно скрыт от детей, где ключ ко всему - дикое желание с детства, увидеть, что же там происходит за кулисами.

- В какой-то момент мне показалось, что театр закончился и начался какой-то потусторонний мир? Ощущение, что я уже не в театре...
- Это и хорошо. Вообще спектакль можно воспринимать по-разному: можно воспринимать, что дети действительно ходили в этот поход, а можно, что они просто заснули возле этой калитки и все происходящее с ними видят во сне. Но, так или иначе, это то, как они представляют мир за пределами их домика, их двора... улицы и всего того, что они видят по телевизору. Дети ведь по-разному все воспринимают... Например, в детстве я думала, что в поезде метро станции объявляет женщина, которая лежит между потолком и крышей вагона... Мы все разные, и по-разному видим мир. Спектакль - это попытка преподнести окружающий мир, с которым можно поиграть.

- Это твой первый спектакль?
- Нет,  второй. Первый спектакль я поставила в Эстонии, тоже детский, по мотивам сказки Братьев Гримм “Король Дроздобород”, премьера состоялась в декабре 2006 года.

- Каким был “концепт” твоего дебюта?
- В том спектакле я тоже использовала некий интерактив. Актеры и зрители были вместе на сцене... участвовали в розыгрышах нищего, которые ему по сюжету устраивали. Перед входом в зал все надевали костюмы, и у каждого зрителя был свой плащик. В какой-то момент все 100 человек зрителей разом выходили на сцену и изображали лес, реку, комариков... Когда принцессу учили делиться хлебом, то каждому доставалось по кусочку хлеба. И они также должны были поделиться с соседом, с родителями...

- Понятно. Как думаешь, какие спектакли нужные детскому театру?

- Разные. С детьми очень важно говорить на серьёзные темы. Во-первых, потому что важно, чтобы они видели, что они не одиноки со своими болями и страхами. Во-вторых, у детей, также как и у взрослых, есть сильная потребность в трагедии. Зачем-то же взрослые ходят на мелодрамы. Значит, у взрослых есть своя потребность поплакать. И точно такая же потребность есть и у детей. Нельзя их ограничивать только веселыми сказками. Правда, в спектаклях для детей ответственности больше... Но в любом случае это должно быть не откровенно жестко и должно оставлять какую-то надежду, в общем так же, как и для взрослых. Все эти вопросы давно поднимаются в детском кино и мультипликации. Но в театре по сцене продолжают скакать колобки, почему-то считающие, что если не кричать и чего-то не изображать, то дети ни о чём не догадаются.

Юлия КУБАРЕВА

Где: ТЮЗ