Георгий Ахадов: в движении

ahadov1.jpg

С 26 мая по 16 июня в Русском музее фотографии проходит юбилейная выставка “Одной фотографии” известного нижегородского фотографа Георгия Ахадова. Из его биографии можно сделать повесть.
...Как попал в фотостудию “Поиск”, как с 12 лет бегал с приятелем на спектакли Драмтеатра, как изучал профессиональную аппаратуру в лаборатории технических съемок...

- Так как же? Без технических знаний невозможно сделать хороший снимок?- Без каких-то других знаний... но, наверное, не фотографических, поскольку это техническая сторона дела, а есть еще много чего: впечатления детства, у меня, например, это общение с театром, с художниками. У меня бабушка художницей была, и поэтому мне хватало этого общения. Вот и многим начинающим фотографам я советую не листать толстые фотокаталоги, а лучше знакомиться с живописью, с художниками. Вот когда приезжал известный фоторепортер Вяткин, он об этом же на своей творческой встрече говорил. Чужие фотки смотреть - это все туфта, а на картинах выверен свет, выверена композиция... В дальнейшем ты сам уже можешь по-своему все интерпретировать и сделать в фотошопе что угодно. А изначально все на этом и строится.

 

 


-А как вы “ушли” в театр?

- Я не только любил ходить в театр с детства, еще мне очень нравилось слушать радиоспектакли, со звуком... Сидишь, пустая комната и голос, и какие-то там звуки, скрипы, шаги... это же рождает разные фантазии, гораздо большие, чем когда ты читаешь книгу... Потому, наверное, мои первые съемки начались с театра “Пиано”, через них познакомился с Сашей Сучковым, постепенно - с другими актерами. Опять же штурмом брал все эти фестивали “Веселая коза”, в прессе я тогда не работал, но все равно просачивался. Надо же все прочувствовать на практике. Так нарабатывал опыт, знакомился с актерами, режиссерами...

- Что вы сделаете... если посадили черт знает куда, сцены почти не видно... Есть шанс сделать хороший снимок?
- Я как-то не оказывался в такой ситуации “посадили”, я всегда нахожусь в движении, конечно, бывают ситуации разные, но тогда... считаю, что дождаться интересного момента можно в любом месте. Когда я снимал Караченцова в зрительном зале, дожидался его около двух часов.
- Что для вас дороже в театральной съемке: постановка или репортаж?
- Да сейчас как-то... Ну вот раньше спектакли снимали как-то так: выстраивалась специально мизансцена какая-то, и снимали. Но они неживые там... Актер так фотографироваться не может. Ну, конечно, сейчас, с появлением цифры всякой, стало повеселее, поживее. Можно снимать любые портреты в репортажных условиях. Теперь в одном фотоаппарате целая фотостудия и лаборатория, изменилась чувствительность, еще что-то поменялось. Остается только ловить моменты, выбирать какие-то ракурсы, наиболее интересные, самое главное - невидимые для зрителя. Мимолетное, секундное выражение лица, взгляд, но именно это и раскрывает образ человека... Чтобы зритель потом увидел фотографию, и ему захотелось еще раз прийти посмотреть этот спектакль.


- Некоторые сюжеты интереснее увидеть в черно-белом исполнении, или вы больше делаете в цвете?

- По-разному. Цветная фотография - понятно: сделана ради цвета! Без цветопередачи увидеть ее невозможно. А черно-белая... больше деталей эмоциональных, глубоких...

- Но все-таки “откровенный” портрет Чулпан Хаматовой у вас в цвете...
- Где вы ее видели? А, наверное, на том сайте, где у нас идет война... Да уж, артисты.... есть там такая “кати морковочка”, написала выкинь объектив, так нельзя снимать... С этого бои все и начались, но зачем? Есть, кто оценил фотографию и понял, почему она такая, и почему я добавил в нее яркую живую листву и назвал портрет “Пластмассовые цветы”... Я снимал Чулпан, когда она приезжала в детский интернат, и там, на окнах, стояли пластмассовые цветы, не живые, о которых можно заботиться и ухаживать, а пластмассовые...


- Зато у нее лицо настоящим получилось, безо всякой ретуши... Но, в любом случае, каждый видит снимок по-своему...

- Да, но чтобы видеть его, надо знать, на чем он строится.

- Просто интереснее вглядываться в фотографию, максимально приближенную к реальности, не обработанную в PHOTOSHOP... Как вы думаете, меняется ли по прошествии времени эстетика фотографии?
- Меняется... она летит с какой-то жуткой, безобразной формой и скоростью. Я об этом как раз и говорю на сайте ФотоГорький... Многие просматривают чужие сайты, типа “ там же всем это нравится” и навалякают чего-то. Фотография, конечно, никогда в рамках не удерживалась, но сейчас такое ощущение, что какие-то невидимые рамки вдруг распались и все побежали: кто в лес, кто по дрова... Фотография стала расползаться и разжижаться. Просто сделать снимок - это еще не все. С изображением надо еще продолжать работать, но не все это понимают.

- Но вот вам интереснее выхватить лицо из толпы или из сценического действия?
- Так это без разницы: что жизнь снимать, что театр. Это еще Шекспир заметил. Вот по этому принципу и снимаю: жизнь снимаю как театр, а театр как жизнь.

- А можно ли так сказать, что фотографии: портреты, пейзажи, отпечатанные на холсте, как картины - это собирательный образ того, что вы делали и переживали во время своей фотографической жизни?
- Не знаю. Это что-то ваше личное. Для этого выставки и существуют. У каждого человека свои ощущения от происходящего, которые он может во что-то сформировать.

Юлия КУБАРЕВА

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Комментарии пользователей

Изображение пользователя Гость.
Ахадов-просто бог.Видели бы вы его фоторепортаж с одного мероприятия-это шедевр.И никакого фотошопа.Умеет человек видеть то, что другим сначала и незаметно.Я счастлива, что узнала такого художника!!!! Наталья.Москва.06.06.2010

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".