Где учат морских волков?

yaght1.jpg

Кто из нас не зачитывался в детстве романами о морских путешествиях? Диковинные названия мачт и парусов звучали так заманчиво, а жизнь покорителей морей и океанов казалось такой прекрасной и совершенно недостижимой! И вдруг оказалось, что стать “морским волком” вполне реально. Для этого даже не нужно бросать все и идти учиться в мореходку. Нужно просто записаться в школу шкиперов.

Вот уже пять лет из Нижнего Новгорода на Средиземное море отправляются в яхтенные круизы те, кого манит море и паруса. Добравшись до Турции или Греции, группа туристов под руководством опытного капитана (шкипера) фрахтует там яхту и отправляется в недельное плавание. По дороге заходит в приглянувшиеся порты, знакомится с местными жителями, осматривает достопримечательности, а потом идет дальше. Но если для большинства членов команды (а именно в команду превращаются туристы, поднявшиеся на борт) круиз - это экзотический активный отдых, то для одного из них - это еще и ответственный экзамен. Во время круиза доказывают свое право управления яхтой начинающие шкиперы - те, что сами в прошлом путешествии были просто пассажирами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель нижегородского отделения российской яхтенной ассоциации Борис Поташник вручил международный сертификат, дающий право самостоятельно фрахтовать яхты в любой точке мира, уже нескольким своим “студентам”. Многие из них сначала приходили просто “прокатиться” на яхте, но потом “заболели” ею всерьез.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Количество любителей круизного отдыха и обучения шкиперскому делу растет с каждым годом. Люди хотят научиться управлять яхтой. А мы им в этом помогаем - организуем сначала теоретический курс (очный или заочный), а потом все вместе отправляемся на практику. Знаниями мы своих учеников не перегружаем: из 40 существующих морских узлов выучить придется 3-4 - те, что действительно могут понадобиться. Зачем забивать голову непрофессионалам, которые не будут ходить во льдах и устраивать суточные переходы? У нас ведь не кругосветка, а каботажное (прибрежное) плавание. При необходимости мы всегда можем быстро обратиться за помощью. Есть рация и соответствующие позывные. А служба спасения на море поставлена замечательно - в этом мы убедились на собственном опыте. Однажды мы вышли в море при небольшом шторме, и когда яхта взлетела над волной, с нее случайно слетел спасательный радиобуй, который забыли привязать. Я только увидел, как в воду упал желтый поплавок. Попытались его найти, но безуспешно. И вдруг через 20 минут над нами стали кружить два вертолета - радиобуй сработал, и береговая служба вышла на помощь. А мы тут же стали подсчитывать, во что нам обойдется этот “ложный” вызов. К счастью, удалось выйти из этой ситуации без материальных потерь. Но мы поняли, как оперативно работают спасатели!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- Сколько человек вы берете в круиз и есть ли какие-нибудь ограничения - по возрасту, например?

-Ограничения есть: моложе 7 лет с собой не берем. А старше 70 просто не пробовали еще. В то, что женщины на корабле - к несчастью, мы не верим. Может, в пиратских делах так оно и было, а у нас дамы - украшение круиза. Что же касается количества пассажиров... В шкиперской школе учат управлять яхтой до 24 метров. На ней может быть 16-18 человек.

- А команда?
-Один человек. Шкипер. Он один отвечает за все.

- Что же, он будет работать за всех, а остальные наслаждаться жизнью?

- Не получается так. В том-то и прелесть яхтенных круизов. Каждый задействован в управлении, принимает участие в яхтенной жизни. Никому не удастся просто лежать и загорать - его все равно потревожат, хочет он этого или нет. Даже полный бездельник, если яхта вдруг накрениться, сам поползет ее ровно ставить. Не бывает такого, чтобы человек ничего не делал на яхте. Да и желающих таких нет. Каждый сам выбирает, к чему у него душа лежит: кто-то с парусами работает, кто-то еду готовит, кто-то по карте маршрут прокладывает, кто-то с дизелем возится. А шкипер все организовывает и расставляет всех по местам.

 

 

- Как долго команда находится в море, не ступая на землю?

- Пять-шесть часов в сутки. Это же не спорт, а отдых. Круизное путешествие. Есть определенные нормативы для шкиперской практики: для получения сертификата необходимо пройти на яхте не менее 150 миль (это примерно 250 км). Это расстояние “дробится” между стоянками в разных портах. В сутки мы проходим 30-40 миль. Это не более шести часов в море. Так это ж все - в удовольствие! Как и ночной переход, который входит в “обязательную программу” экзаменуемого шкипера.

 
Современные яхты достаточно комфортабельны: не пять звезд, но все необходимое там есть. В каютах - кровать и тумбочка. В кают-компании за столом может вся команда разместиться. Есть туалеты и душевые кабины, камбуз с газовой плитой и холодильником. В любом порту можно купить или наловить прямо с пирса свежей рыбки. А если в команде есть дети, то мы непременно заходим во фьорды: мальчишки надевают ласты, маски, берут подводное ружье и отправляются на охоту!
 
А взрослых больше привлекает “экскурсионная” часть. Бывают места, куда мы заходим на два-три часа: пристали, осмотрели достопримечательности и заходим дальше. Есть места, где планируются длительные стоянки. В Греции мы обычно берем мотоциклы и едем на вулкан. В Турции приплываем в небольшой залив, возникший на месте затонувшего города. Там же, в Турции, в одном и том же месте справляем все дни рождения. Хозяева ресторанчика к нам уже привыкли и знают, что накрывать.
 
 
 
 
 
 
 
- И что подают морским волкам?
- Прежде всего торт со свечками! А дальше все, как положено... Иногда мы фрахтуем не одну яхту. А две или три - и тогда каждая встреча команд на берегу превращается в маленький праздник и бурное обсуждения всего произошедшего.
 
 
 
 
 
- Сколько обычно длится плавание?
- Яхту фрахтуют на неделю. Вместе с перелетом поездка занимает 10 дней. Иногда по завершении круиза мы остаемся на несколько дней в стране: берем гида, едем на экскурсии. Все очень довольны!
 
 
 
 
 
- Сколько стоит это морское удовольствие?
- Вопреки устоявшемуся мнению, не так уж и дорого. Недельный круиз по Средиземному морю в Турцию или Грецию обойдется в 1200 евро, на Сицилию - в полторы тысячи (сюда включена дорога - перелет туда и обратно, фрахт яхты, продукты и все остальное).
 
 
 
 
 
 
 
 
- И как часто вы отправляетесь покорять морские просторы?
- В этом году уже два раза ходили. Желающих-то становится все больше. Сейчас собираемся на Сицилию - три яхты заказываем на 25 человек. Сам я больше всего люблю ходить в мае и сентябре. Погода в это время нестабильная, а это гораздо интереснее. Когда солнышко светит, и ветра нет, паруса не поставишь. Приходится заводить двигатель.
 
 
 
 
 
- А у вас есть какие-нибудь особые морские приметы и обычаи?
- А как же! Когда на корабль заходит новоиспеченный капитан, он всегда тапочки оставляет на пирсе. А еще, когда путешествие заканчивается, мы при заходе в порт выбрасываем кого-нибудь за борт.

Елена ЖАРКОВА. Журнал "Досуг в Нижнем"