Геннадий Мочалов: живые истории в витражах

Геннадий Мочалов: живые истории в витражах, художники
Первые воспоминания о цветном стекле у каждого из нас наверняка всплывают вместе с игрушкой калейдоскоп, такая подзорная труба с пересыпающимся в ней цветным стеклом, которое каждый раз складывалось в новую затейливую картинку. Благодаря свечению цветного стекла витражные изображения обладают магическим действием, они будто оживают на ваших глазах, полностью меняя окружающее пространство, создавая неповторимую атмосферу.

Витраж - искусство очень многогранное, тонкое, волшебное. Свет, льющийся из таких окон, приобретает необычную окраску и придаёт освещению интерьера магическую загадочность. В чем это волшебное искусство витража? Почему художник иногда берет в руки кисть, а иногда ему хочется составить картину из кусочков стекла?

- Геннадий, вы сейчас больше живописец или витражист?
- Ну, теперь, наверное, больше витражист. После окончания Нижегородского художественного училища и недолгой учебы в Рижском институте работал в творческом производственном комбинате, а это: афиши, рекламные плакаты и другая оформительская деятельность, которая нас и кормила в советское время. Тогда существовало только две системы, где можно было работать художнику: это мастерские Госфонда и мастерские торговой рекламы. Перестройка многое изменила, я долгое время был в поиске коммерческой жилки и самого себя. Очень захотелось тогда вернуться в искусство. Случайная встреча с бывшими однокурсниками по училищу все изменила. Супруги Арискины пригласили меня поработать у них в художественной мастерской. Спустя полгода я прошел весь цикл витражиста и стал заниматься самостоятельно. И поскольку сейчас витражи занимают все мое время, совсем нет возможности заниматься живописью, рисунком. Мне нравится, когда много заказов, да и вообще, я, наверное, отношу себя к тем художникам, которым интересно работать под заказ. В качестве примера могу назвать художников Ренессанса, они практически все свои шедевры создали именно по заказам. А в свободное от заказов время Леонардо препарировал трупы... Любопытно, что благодаря заказчику можно вытащить на свет божий нечто интересное, о котором даже раньше не задумывался.

- А что делает витражное стекло таким удивительным?
- Цвет, фактура, текстура... само по себе отдельно взятое стекло тоже бывает интересным по рисунку и цветовым наплывам, по фактуре... Один и тот же цвет, имеющий разную фактуру, воспринимается по-разному. Но особенно удивительным его делает сочетание цветовых пятен, рисунка. Как в музыке - сочетания гармонично взятых нот.

- Какую особенную роль для витража играет свет?
- Да еще какую... Это научно доказанный факт, что свет, проходящий сквозь витраж, создает особую атмосферу и энергетику помещения. Проще говоря, это музыка в стекле. Все эти готические соборы впечатляют своей внутренней наполненностью благодаря цветовой мозаике света и стекла и только поэтому воздействуют на человека особым образом. Витраж, он живой... и в отличие от станковой картины, привязан к интерьеру, и поэтому мне как художнику приходится работать вплотную с дизайнерами интерьера, чтобы детально изучить пожелания заказчика. Витраж должен органично вписываться в интерьер, а не жить отдельно взятым цветовым пятном.

- Учитывается, наверное, чтобы и свет проходил особым образом...
- Витражист должен точно знать место, где будет установлен витраж, и условия освещения. При северной ориентации краски могут быть менее яркими, при южной - краски нужно брать яркие, так как на солнечной стороне они окажутся бледнее. Даже сюжеты могут подбираться в зависимости от попадания дневного света. Если солнечного света в комнате мало, то этот вопрос решает искусственная подсветка.

- С какими форматами вам больше нравится работать: с большими формами или миниатюрами?
- Затрудняюсь выбрать. Интересно работать как с мелкими эскизами, так и с крупными. Один раз как-то пришлось делать достаточно сложный пейзаж: замок на фоне гор, водная гладь, капли ... Это было очень сложно в исполнении, но не менее увлекательно - реалистичный пейзаж детально воплотить в стекле. Бывает любопытно сделать какой-то абстрактный рисунок ассоциативный... Тоже по-своему интересно.

- Какие сюжеты-идеи чаще всего приходят в голову, глядя на большинство современных интерьеров?
- Вкусы у людей сейчас разноплановые... модерн многим по вкусу, хайтек, ар-нуво. Витраж эпохи модерна близок природе человека. В нем используются понятные и лаконичные образы, исполненные простым, доступным языком. Эти образы сразу захватывают зрителя. Любопытно предлагать для интерьера неординарные решения - скажем, сочетание разных техник, фьюзинга и тиффани, которые вместе дают очень интересные эффекты. Это более живописная, но и непредсказуемая, стихийная техника: сложно заранее предугадать, как расплавится стекло, что куда затечет, останутся ли намеченные контуры. Фьюзинг (с англ. -
сплавление, спекание) стекла происходит в печи при высокой температуре. В результате разные кусочки витражного стекла спекаются в единую, монолитную композицию. Применение фьюзинга в изготовлении витражей помогает создавать удивительные шедевры, достигать интересных визуальных эффектов.
- А предметы интерьера делаете из  витражного стекла? Мне очень нравятся часы из кусочков стекла...
- Спаянные кусочки - это фьюзинговые часы. Вот как раз в свободное время я экспериментирую с печкой и с фьюзингом, можно делать и часы, и замысловатые блюда... светильники... иногда получаются очень экстравагантные вещи.

- Какие сюжеты вам нравятся в изготовлении таких вещиц?
- Скорее абстрактные - они не надоедают. В зависимости от настроения человек видит в абстрактном рисунке что-то новое... тогда как реалистичные привязывают и не дают возможности пофантазировать. А абстрактная вещь она провоцирует зрителя на творчество.














- Вы, наверное, неплохо относитесь к Дали... Не хотелось сделать что-то похожее на текущие часы? Кто из художников вам близок в этом смысле?

- Творчество Сальвадора Дали меня привлекает, но вот желания сделать его в витраже пока не появлялось. Пикассо, он более витражный, Матисс, Леже... Картины Леже - это вообще готовый фьюзинг. Из наших у Кандинского много интересных цветовых сочетаний, которые хорошо лягут в основу витражной картины.

- Существует мода на петербургские витражи эпохи модерна?
- Не знаю. Интересные витражи, в них есть какое-то свое своеобразие, я бы даже сказал - российское обаяние. В отличии, к примеру, от немецкого, он как-то помягче... Немецкий стиль, он какой-то сплошь готический и остроугольный, колючий и холодный. А в Питере все как-то подушевнее. Хотя Петербург тоже разный - сочетание русского с западным, и может быть, на первый взгляд, сочетание несочетаемого, такая вот визуальная смесь.

- Вообще трудно заниматься витражами? Сколько уходит времени на процесс обучения с нуля?
- Я проработал в мастерской ... чуть больше полугода, а для того, чтобы просто освоить азы, нужно в течение месяца плотно и серьезно проучиться - потренироваться. Для того чтобы наработать скорость и качество, нужно проработать с полгода. И при этом все-таки нужно обладать какими-то художественными навыками, чтобы видеть цвет, чувствовать рисунок и цветовую гармонию... Главное - это подбор, сочетание цветных стекол, для чего нужно хорошо разбираться в цветах, понимать их и как бы осязать. Самым надежным сочетанием старые мастера считали синее с красным, причем один цвет идет на фон, другой - главный - на изображение. Кстати, если есть желание, в нашей мастерской можно пройти мастер-классы и украсить дом собственным авторским витражом.

- Как бы вы определили свой собственный стиль? Кроме серьезных сюжетов в стиле модерн, в ваших картинах часто встречаются домики, а-ля обложки книжек Астрид Линдгрен...
- Думаю, скорее всего, он романтический, который наполняет дом теплом и светом.

- Каждую картину можно поместить в витраж?
- Ну, в общем, да. Единственное, придется переработать ее каким-то образом... чтобы это можно было вырезать в стекле...

Подготовила Юлия Кубарева