Страсти по буто

dosug16-18-1-zah.jpg
Что такое буто? Современный танец­перфоманс, возникший в Японии в 1960­х и постепенно распространившийся по всему миру. Особый язык, стилистика движений, превращающая экспрессивное движение в театральную форму. Философия. Точное определение подобрать невозможно.

Подготовила Марина САМКОВИЧ
Как говорят апологеты движения, буто ­ это не чистый танец тела, а скорее прорыв духа, где тело воспринимается в большей степени в его энергетической, а не физической составляющей.

Узнать подробнее о том, что такое буто и как это выглядит на самом деле, можно будет 28 и 29 января на сцене театра "Преображение" ­ именно там пройдут гастроли петербургского театра OddDance, одного из самых заметных представителей буто в России. В программе гастролей ­ мастер­класс "Тело как граница между внешним и внутренним", который проведут руководители OddDance, хореографы и танцоры Наталья Жестовская и Григорий Глазунов. 28 января в 12.00 в рамках мастер­класса состоится видеолекция о возникновении буто в Японии, развитии этого танца в России и в мире, с показом лучших выступлений мастеров буто (вход свободный). 29 января в 19.00 будет показан соло­перфоманс Григория Глазунова "Сны".


О буто и театре OddDance рассказывает Григорий Глазунов

Григорий Глазунов ­ хореограф, танцор буто, регулярно проводит мастер классы по буто в Швейцарии, Финляндии, Санкт­Петербурге и Москве.


­ Что такое буто?

­Буто нельзя сравнивать с другими жанрами (авангардный танец, театр, пантомима), но можно находить или не находить в современном искусстве. Описывать словами тоже вредно, оно вне слов. Между слов. Вместо слов.


­То, что делает Адасинский в "Дереве" и театр Odd Dance, это работа в одном направлении или разные "веточки" буто?


­Мы начинали в одной культурной среде ­ это то, что касается корней. Что касается ветвей, мы разные. Адасинский работает больше в направлении, которое называют физическим театром. Буто ­ это не театр и не танец. Это философия.


­ Расскажите о театре Odd Dance.

Наш путь в этом направлении начался в конце 80­х. Название OddDance появилось в 2002 году. Нас было трое ­ Наталья Жестовская, Григорий Глазунов и Анна Семенова, потом к нам присоединились выращенные нами молодые артисты. Чаще всего мы показываем свои работы в Москве, Питере, Финляндии, Греции, Швейцарии. Организуем и проводим международные проекты в Санкт­Петербурге в рамках Биеннале современного искусства и международного фестиваля экспериментального искусства и перформанса в Манеже. Также раз в два года устраиваем фестиваль­акцию на заброшенном форте в Финском заливе. Собираем команду, способную работать и творить в дикой природе из танцоров, перформеров, музыкантов, художников, виджеев, киношников и делаем вылазку на остров­форт Зверев ­ там разворачиваем лагерь и показываем каждый свое искусство во взаимодействии с пространством и друг другом.

Много ездим на международные фестивали, из последних ­ "Улица Правды" в Берлине, "Факи Х111" в Загребе (Хорватия), "Буто Офф" в Базеле (Швейцария) и Фрайбурге (Германия), "Живая Пермь".

Есть еще проект "КорниВетви", в его рамках мы приглашаем мастеров из Европы и США. А началось все с того, что нам написал японец Катсура Кан - танцор буто первого поколения, ученик легендарного Татсуми Хитжиката (родоначальник Анкоку Буто). Он предложил перенести в OddDance свой спектакль, провести лекцию, мастер­класс и показать свое соло совместно с нашими в одной программе. В прошлом году он приехал - и это стало одним из самых ярких впечатлений. Кан - легендарная личность, он ездит по всему миру: сейчас он в Китае, недавно был в Париже, Копенгагене. В июле и сентябре 2012 года он снова будет у нас ­ это для нас важнее заграничных фестивалей... Кан хочет привезти с собой японских профессоров буто, чтобы познакомить русских не только со сценическими работами и практиками, но и теорией и философией.


­Насколько важна для вас именно японская традиция и далеко ли вы от нее ушли?

­Японцы дали буто рождение, и мы их очень уважаем, но растим буто как свое родное.


­Есть ли в том, что вы делаете, какая­то личная, "питерская", составляющая?


­Ох, конечно. Куда же деться. ... Собственно, первой крупной работой был "Петербург... А где это?" ­ наше современное существование в Петербурге Достоевского. Вся иллюзорность и фантомность, прозрачная красота и свет белой ночи, сырость двориков и ветер с залива ­ это природа, в которой мы живем и находимся в постоянном диалоге.


­Ваш перфоманс "Сны", насколько я знаю, существует уже много лет, как он меняется? и насколько я понимаю, это зависит и от пространства, где проходит перфоманс?

­"Сны" проверены временем. Настояны, как хорошее вино. Зависят не только от пространства, можно сказать, что от настроения и времени года, от происходящих в жизни событий, это сны, которые я вижу сегодня.


­Должен ли ваш зритель быть как­то подготовлен?


­Можно посоветовать зрителю не столько ожидать экшена, когда одно действие логически следует из предыдущего, скорее созерцать и сочувствовать происходящему на сцене.


О "Снах" рассказывает Наталья Жестовская

"Сны" ­ это соло Григория Глазунова, которому вот уже лет пять. Что­то из того, что было в начале, осталось неизменным (костюм и маска, например), что­то кажется похожим, но поменяло акценты и точку отправления. Первый раз это был перфоманс в холодном финском озере Берег, серый цвет неба, серебристый цвет воды, легкий пронизывающий ветерок, покрывающий озеро острой волнушкой, как гусиной кожей... Григорий в черной длинной юбке, в зубах длинная травина. Медленно проходит по берегу, медленно входит в воду, медленно­медленно заходит глубже и дальше, дальше и глубже. Дно мелкое, поэтому есть возможность не проваливаясь, скользить, погружая сначала стопы, потом щиколотки, потом голени, потом колени. Юбка шлейфом тащится, не намокая, по поверхности воды. Уходит, уходит, уходит, от берега, от звуков, от зрителей туда, между водой и ветром в даль, собравшую все оттенки серого.

Фигура становится меньше и меньше, время ощущается как рябь на плоской воде... и фокусирует на себе ВСЕ, как будто пространство превратилось в конусы с одной вершиной - фигурой человека, уходящего вдаль. Человек 30 зрителей замерли, перестали отмахиваться от комаров, болтать и ерзать. Смотрят, замерев. Дышат. Потом он возвращается так же медленно, так же медленно приобретая форму, цвет, становясь человеком, покрасневшим от холода и ветра.


Таковы были первые "Сны". Может, они и остались такими.


Григорий показывает "Сны" очень редко, говорит, что далеко не всегда готов к этому перформансу. Он "наживает" его месяца 2­3. Например, в Москве, в клубе "Улиц ОГИ" это были "Сны" по­новому ­
в маленьком замкнутом пространстве, практически, как в камере­одиночке, через стены которой можно увидеть весь мир.

Он скомкает и разорвет свое тело, с него сползет его вечный плащ, его ребра родят песню, его будет преследовать собственная тень, мышцы и связки на спине выступят, как камни над водой, беззащитным и свободным, невозможно тихим, бессильным и мощным станет он в конце".
  

- Какими качествами должен обладать буто-актер?
- Умением говорить своим телом и говорить правду, уметь любить природу
(только не смейтесь), иногда быть наивным, но не бояться глубоких переживаний, смелым, чтобы идти на эксперимент, уметь выходить за рамки комфортного, понимать язык интуиции. Немного философом, немного комедиантом и эксцентриком, немного художником и поэтом, немного юродивым и целителем.
Буто в Нижнем Новгороде:
ТЕАТР ПТИЦ под руководством Сергея Лушина. Здесь варьируют и берут на вооружение все направления движенческого театра, в том числе буто. Также проводятся занятия для всех, кто интересуется буто. Подробнее - http://vkontakte.ru/club1715291
  Подготовила Марина САМКОВИЧ , журнал "Досуг в нижнем"