Кулачные бои на Щелоковском хуторе

42-1-kulaki.jpg
В кулачном бою бьют не по злобе, а любя кулачный бой. Здесь нет победителей и побежденных. Это не только особая атмосфера, это братство единомышленников. А еще это праздник, зрелище, которое собирает массу зрителей. Несколько лет назад в Музее архитектуры и быта на Щелоковском хуторе стали организовывать кулачные поединки, которые стали частью любого истинно русского праздника.

Рассказывает организатор Нижегородского клуба кулачного боя Александр Пресняков:

­- Александр, вы давно увлекаетесь кулачными боями, с чем связан ваш выбор?

­- Сам я занимаюсь с 2005-го, позже, в 2007-м, стали организовывать кулачные встречи в Музее, но лично для меня, в первую очередь представляли интерес поединки-спарринги. До этого у меня был определенный психологический барьер, страх, связанный с этим, и мне было важно его преодолеть. Со временем стало понятно, что кулачный бой в полный контакт ­ это отличный способ держать себя в тонусе и в физическом, и в психологическом смысле. Так скажем, к каким-то спортивным достижениям  у меня никогда стремления не было, но кулачный бой стал частью моей жизни, как хобби. Нашлись единомышленники, люди, которым не важны спортивные победы, но дорого “упоение в бою”, как у Лермонтова.  С каждым годом   интерес людей к таким мероприятиям все больше возрастает.

­- С чем связано повышение популярности кулачного боя?

­- Главное отличие наших кулачных забав от спорта в том, что в данном случае нет победителей и нет проигравших. Нет подсчета набора очков и тому подобное. И это позволяет вести бой с полным взаимным уважением, при этом очень своеобразная атмосфера создается. Что люди сначала друг друга “метелят” изо всех сил, и  тут же обнимаются, как родные, несмотря на фингалы и расквашенные носы... Да, они чувствуют в этот момент себя братьями и их многое объединяет.  Есть предельное  напряжение всех сил, удаль и кураж,  но нет злобы и агрессии. После боя настроение у всех совершенно мирное ­ радость и умиротворение.  Видимо, ради этих ощущений люди сюда и приходят, а не за тем, чтобы  чему­то научиться.  Мы изначально не ставили себе такой задачи и не считаем, что вправе чему-то людей учить - для этого есть спортивные секции, где этим занимаются профессионалы.

­- Как вы справляетесь без какой­либо школы?

­- Как там у Пушкина, “мы все учились понемногу... чему-нибудь и как-нибудь”... понахватался, конечно, разного, но именно в спортивных секциях заниматься не приходилось. Такой цели как освоение определенной техники боя, у нас в клубе нет... хотя иногда мы занимаемся разного рода экспериментами. Что будет, если не против одного человека биться, а одному против двоих? Ситуация сразу радикально меняется, потому что когда человек стоит в поединке против одного, он знает определенные маневры, набор вариантов, как его могут достать... да еще какие-то свои контрварианты. Если добавляются еще люди, то стоит ему замереть в одной защитной стойке, как он тут же будет атакован с какой­нибудь неожиданной стороны. Или, например, внешние условия... у нас есть правило: “чем хуже, тем лучше”. Есть свои нюансы в поединке в темноте, на скользкой поверхности... если человек хоть раз столкнулся с этим, то для него это уже не будет неожиданностью. Он это уже пережил.
­
- При подборе соперников учитывается спецподготовка и особые физические возможности... чтоб силы были не слишком неравны.

­- Конечно же - это учитывается. И на крупных мероприятиях мы стараемся предоставлять соперникам выбирать друг друга для поединка. Иногда они приходят уже парами, со своими “заклятыми друзьями”. И оба не только “получают”, но и “дают” равному по силе сопернику.  Потому что нет смысла ставить напротив недавнего новичка разрядника боксера, так как такой “поединок” не интересен ни участникам, ни зрителям. Иное дело ­ тренировочные бои, когда нет зрителей, наша задача ­ просто поработать над собой и испытывать свои возможности. Здесь мы можем ставить людей в разные условия для того, чтобы они себя проявили. Вот на таких встречах мы наоборот стараемся, чтоб все смогли побороться друг с другом несмотря на вес, опыт и подготовку. Потому что ничего так не стимулирует, как осознание своего несовершенства и слабости. Может показаться, что это жестко, но практика показывает, что если человек продолжает все равно ходить на такие кулачные встречи, то раза через 3 ­ 4 он уже чувствует себя уверенно рядом с серьезными большими дядями с опытом. А как это возможно? У нас же не бокс, и время поединка один на один строго ограничено, для новичков от 15 секунд. Если атака продолжается, то бой продлевается до её завершения. Потому что дольше наступает перегрузка, и начинаются недопустимые ошибки и угроза травматизма. В конце концов 15 секунд можно и с Николаем Валуевым простоять, если  бегать достаточно быстро! Поединки проходят  в боксерских перчатках от 15 до 30 секунд с постоянной сменой бойцов. За раз новичок проводит обычно 6­8 боёв с разными соперниками.

­- Поединки сегодняшнего дня придерживаются каких­то исторических корней?

­- Да, я интересовался этим. Мы не абсолютизируем традицию, но многое оттуда берем.  Кулачные бои в нашей стране отличались тем, что в отличие от боевых искусств прочих стран мира,  они имели коллективную форму... улица на улицу, стенка на стенку, “свалку-сцеплялку”. Бои проводились между деревнями, селами или улицами. В каждой противоборствующей стороне были свои организаторы, бойцы защиты и атаки, а также выбивающие особенно сильных бойцов и главарей противника. “Стенка” предполагает плотное построение, все стоят плечом к плечу и организованно идут друг друга колотить, битва ведется за территорию, чья стенка вытеснит другую и сохранит своей боевой порядок, тот и победил... Тогда как в “сцеплялке” все гораздо сложнее, там строй не соблюдается... а это значит, рассчитывать на то, что прикроют сзади и сбоков, не приходится. Удар может последовать откуда угодно. И если посмотреть, что у нас творится - то это свалка и есть. И получается, что против тебя может оказаться по три ­ четыре человека и нужно быть готовым в одиночку от них отбиваться... Быстро двигаться, понимать и оценивать ситуацию... Поэтому даже для ребят, которые серьезно занимаются единоборствами, это серьезное испытание, потому что их этому не учат, у них один противник всегда. Но “свалка-сцеплялка” где-то к концу 19 века уже практически не встречалась... оставалась только стенка на стенку. Правила стенок смягчились, зачастую удары в голову были запрещены.

­ - А вам как раз интереснее эта “сцеплялка”?

­- Да, нам она ближе. Потому что в “стенке” без ударов в голову самого кулачного боя совсем почти не остается. Это, конечно, очень зрелищно и можно привлечь много народу. Но нашему клубу этого маловато, для куража нужно совсем другое. Если сравнить свои ощущения от “стенки” и от “сцеплялки”... то это две огромные разницы. В “стенке” можно проораться и потолкаться, а “свалка” ­ это уже какое-то серьезное испытание, которое ближе к реалиям настоящего боя.

­- А еще какие­то старые традиции присутствуют в проведении боя?

­- Самая главная традиция... после того как мы отбились, мы должны обняться и побрататься. Это мы свято блюдем. И еще... как правило, в Древней Руси все кулачные бои начинались с боев между самыми младшими участниками. С самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый для бойца комплекс этих навыков. Маленькие ребятишки учились борьбе, метанию, играли в прятки, бегали наперегонки и т. п., для ребят постарше состязания заменялись кулачными и палочными боями, где прикладной характер был выражен ярче. На кулачных состязаниях детские бои предваряли бои взрослых, и старшее поколение имело возможность наблюдать рост мастерства молодёжи. Мы тоже стараемся это соблюдать, если есть какие-то знакомые мальчишки, которые не прочь друг друга “помутузить”. Их мы выпускаем первыми.

­
- К вам можно прийти на тренировки с любой подготовкой?

­- Ну, в общем-то, да. Одним из наших принципов является то, что мы не считаем себя вправе кого-то учить чему-то. Практика ­ это критерий истины. Единственно важную роль для нас играет адекватность человека и понимание того, зачем он пришел. Особенно это важно в массовых поединках, когда за всеми невозможно уследить. Поэтому чтобы избежать лишнего травматизма, главное ­ правильно отобрать людей и предварительно пообщаться.


­- А если человек владеет какими­то боевыми искусствами и бьется в “сцеплялке” против четверых, у него есть преимущества?

­- Трудно сказать. Но, наверное, преимущество имеют те виды спорта, где проводятся соревновательные бои с ударами в полный контакт. Это бокс, кикбоксинг, тайский бокс, рукопашный бой. Для них привычна такая жесткая ситуация, когда в любой момент они могут по голове получить. У  них уже есть навыки защиты от этих ударов, и, конечно, им будет проще. И  такие люди психологически готовы идти вперед на критическую дистанцию. Тем, кто руками много не работает... им сложнее будет, они попадут в непривычную для себя ситуацию.

Подготовила журналист журнала "Досуг в Нижнем" Юлия КУБАРЕВА (февраль 2012)
Фото Маргариты ПОЛУНИНОЙ

26 февраля на «Щелоковском хуторе» в рамках празднования Масленицы пройдут очередные Традиционные мужские состязания и кулачные бои «Стенка на стенку»