Состояние раги

ragi-1-.jpg

Классическая музыка и попса во всем мире имеют много общего. Индийский популярный певец почти не отличается от своего собрата-европейца или американца. Вспомните фильм "Танцор диско". Эффектные позы, белозубые улыбки, страдания неразделенной любви - ну, мелодии немного другие, в общем, и все. На фоне схемы "куплет - припев" слушать классику зачастую тяжело - даже европейскую, не говоря об индийской. И, тем не менее: в Нижнем Новгороде уже десять лет существует уникальный ансамбль, играющий классическую индийскую музыку, - "Турья", и у него есть свои слушатели.

Ансамбль - желанный гость на ежегодном нижегородском фестивале этнической музыки "Шарабан", а на концерты "Турьи" приходят не только любители этники, но самые обычные люди.

На что похожа древняя индийская музыка? Может быть, на состояние коллективной медитации... погружение в гармонию, природу... Непривычные уху мелодии, странные и красивые инструменты, на которых играют музыканты, загадочные тексты на прародителе всех европейских языков - санскрите и современном хинди... Каждый концерт "Турьи" - как погружение в культуру континента, который всегда привлекал европейцев своей красочностью и мистикой. Художник Рерих когда-то искал в Индии Шамбалу, наши современники едут искать себя (правда, своеобразным способом) в Гоа... "Турья" предлагает совсем другой вариант: гармонии с миром можно достичь через музыку. По индийской легенде, классические семь нот много тысячелетий назад придумали мудрецы - люди, которые смогли решить мучительные вопросы противоречия с жизнью. В индийской классике нет "Реквиема" Моцарта или "Лунной сонаты" Бетховена. Она не передает страдания мятущейся души композитора. В ней нет даже привычной нам нотной записи: индусы обозначают ноты буквами и передают знания от учителя к ученикам. Ни конкретной длительности нот, ничего - только основа, идущая из тьмы веков, отталкиваясь от которой, музыкант должен импровизировать. А, может быть, и создавать что-то принципиально новое, если он - гений.

Рассказывает музыкант ансамбля "Турья" ВАЛЕНТИНА ПЕРЕВЕДЕНЦЕВА:

­ В индийской классической музыке cчитается, что чем меньше музыкант, импровизируя, вложит в музыку собственное "я", свои эмоции и личные желания, чем больше он просто выразит природное, вселенское состояние, тем лучше, тем правильнее у него получится.

Древнейший жанр индийской музыки - рага, энергетически очень сильная вещь. Есть легенда о том, как во время правления императора Акбара при его дворе жил великий музыкант Тансен. Однажды его попросили в очень жаркий день спеть рагу Дипак, совершенное исполнение которой способно усилить жару. Он так вошел в это состояние, что вначале на нем начала тлеть одежда, потом во дворце загорелись светильники - начался пожар. Слушатели пытались остановить Тансена, но он продолжал. Всех спасло только то, что его ученица начала петь охлаждающую рагу Мегх, которая приносит дождь...

Как правило, в вокальных рагах мало слов - они выражают состояния мира, природы. Бывают раги осенние, весенние, утра, дня, ночи... И слушать их лучше именно в это время. А вот в более молодом жанре индийской музыки - бхаджане, который возник в средневековье, тексты есть: обычно это восхваляющие стихи, посвященные тому или иному божеству. Иногда сюжеты для бхаджанов берутся из древних индийских эпосов- "Махабхараты", "Рамаяны". Считается, что это более легкий жанр - там есть куплет, припев, поэтому "Турья" чаще играет на концертах именно эту индийскую классику.
 
- Ты по себе замечала, что начинала играть в состоянии дисгармонии, а потом приходила в другое состояние?

- Конечно. Все музыканты "Турьи" познакомились на занятиях сахаджа-йогой. Сахаджа-йога не включает в себя асаны, это медитационная йога. И одно из средств, которое способствует медитации,- индийская классическая музыка.

­ - Легко ли воспринимают музыку ваши слушатели?

­- Обычно если человек наслушан, если он знает европейскую классику,- легко. Хотя слушателям многое все равно кажется непривычным. Поэтому на концертах мы рассказываем о влиянии на человека индийских мелодий и музыки в целом, в том числе и произведений классических европейских композиторов - Баха или Моцарта. Музыка же все равно едина. Мне не хочется говорить эзотерично, но она - сила серьезная. То, что мы играем, - это гармонизирующая музыка.

 А вот танцы, которые всегда есть на концертах "Турьи", принимаются на ура. Профессиональная танцовщица Светлана Лешина исполняет эстрадные и народные танцы Индии. Света берет самые интересные хореографические находки из индийских фильмов, добавляет элементы классического индийского стиля танца "кучипуди", ее выступления - это авторские постановки. И саундтрек у нее эстрадный - проще и понятнее, к тому же хорошо оттеняет то, что играем мы.

- Без каких инструментов классическая индийская музыка невозможна?

- Нужен ударный инструмент - обычно это барабан табла, состоящий как бы из двух барабанов: для левой и правой руки. Изображениям похожих барабанов, которые находят в Индии, почти четыре тысячи лет... И сейчас их делают по старинке: основа маленького барабанчика - полый кусок дерева, основа большого - металлический каркас, на который сверху натягивается пергамент. Затем, обязателен инструмент, ведущий мелодию: у нас это может быть флейта, гармоника или человеческий голос, в Индии - также и другие инструменты, например, ситар, сантур, шенай... И третий элемент - тампура: она внешне напоминает ситар. Музыкант, играющий на тампуре, во время песни перебирает 4-5 струн: это создает фон - такое равномерное гудение. Как сказали бы европейские музыканты - в тонику. Тампура сливает звучание мелодии и ударных в единое целое, добавляет законченности.

­- Индийская музыка основана на импровизации - она впитывает какие-то новые элементы: из рока, современной академической музыки, шумовой, регги?

­- Думаю, только в плане использования инструментов. Кто мог представить несколько веков назад, что бхаджаны могут исполняться с гитарой?

­- А запил на электрогитаре возможен?


­- Теоретически да. Я слышала такие варианты, но с электрогитарой меньше, а вот бас-гитару иногда включают в ансамбли на Западе. С точки зрения знатоков жанра это уже получается не индийская классическая музыка, а world music: этно-черты с привнесением современных инструментов. Сейчас часто встречается, что в ансамблях индийской музыки играют не на таблах, а на турецкой дарбуке. Или на бонгах - это же не индийские барабаны, а африканские, но звук в чем-то похожий, тоже хорошо звучит.

­ - А если поэкспериментовать с пианино или органом?

­- Пианино возможно, а вместо органа в индийской музыке используют гармонику - это тот же маленький органчик, у нее звучание - нечто среднее между аккордеоном и вариантом домашнего органа. Гармоника - молодой инструмент, она появилась в Индии в 16-17 веках. Точнее, вначале итальянцы привезли фисгармонию, потом у нее ножки отпилили и поставили ее на землю, потому что индийские музыканты во время исполнения сидят. Так она влилась в местные ансамбли.

Наша гармоника, украшенная орнаментами, узорами, очень красивая - ее и почти все остальные инструменты мы перевезли на своих плечах и руках из Индии. Еще у нас есть джальдры - что-то типа колокольчиков без язычков, их ударяют друг об друга. Если делать это умеючи, получается волшебно. Есть привезенный в конце осени сантур, на котором пока играть никто не умеет, но мы планируем его освоить. Он внешне похож на гусли, но звуки из него извлекают, ударяя по струнам деревянными палочками. Только гитара и флейты в "Турье" обычные, европейские.

­ - Ты несколько раз была в Индии - где там можно услышать классическую музыку?

­- Популярность индийской классической музыки у самих индийцев сравнима с популярностью русской классической музыки у нас. Конечно, есть вещи, которые знают все. Как звучат рага, бхаджана, знает каждый, это как часть общей культуры. Народ попроще поет на праздниках старинные песни- например, бхаджаны, восхваляющие слоноголового бога Ганешу, его очень любят в Индии. Собираются дома или на улице - путь будет один барабан, но все поют.

Но сейчас индийцы проще относятся к традиции. На свадьбах, например, танцуют под то же диско или эстрадные песни. Может, это и неплохо, ведь индийская классика изначально была создана не для развлечения. Если хочешь "оторваться", лучше включить что-то более легкое. А если для тебя музыка - общение с высшими силами, искусство,- обращаешься к классике.

Подготовила журналист журнала «Досуг в Нижнем» Марина САМКОВИЧ

Рага - слово созвучное "регги", говорят, там есть свои родственные связи. Одна связь точно прослеживается: и то, и другое- состояние души.
 
Ближайший концерт ансамбля "Турья" (www.vk.com/club12356908) - 1 мая. Приедут музыканты Академии индийской музыки из Тольятти, учившиеся своему мастерству в Индии. Кстати, на концертах "Турьи" обычно работают художницы по мехенди, так что при желании можно украсить себя индийской росписью.