Дьявольский зоопарк

teatr-1-MG_0104.jpg

14 марта на сцене ТЮЗа театр одновременной игры "Zоопарк" представил премьеру страшной сказки для взрослых "Человек-подушка" по пьесе культового ирландского драматурга и режиссёра Мартина Макдонаха. Билеты раскупили задолго до премьеры, в малом зале ТЮЗа было яблоку негде упасть. И это неудивительно.

Макдонах - один из самых значимых драматургов нашего времени, известный также своим фильмом "Залечь на дно в Брюгге". "Человек-­подушка" - одна из самых важных пьес шокирующего ирландца. Представьте, что Ларс Фон Триер (в роли Фон Триера - режиссёр спектакля Ирина Зубжицкая) решил экранизировать одновременно Кафку и Братьев Гримм, добавив туда львиную долю тарантиновского чёрного юмора, - по крайней мере, так это смотрелось у театра "Zоопарк". Зрелище нервное, болезненное, но эстетический оргазм обеспечен.

С первых минут зрителя погружают в жуткую и непредсказуемую атмосферу - не пустынного города, населённого зомби, и не зловещего кладбища с вампирами- оставьте эти невинные шалости для детских сказок. Это полицейские застенки воображаемого тоталитарного государства (декорации делал художник Александр Лавров), в которых царят типичный хороший и плохой полицейские (прекрасный дуэт Александра Сучкова и Валентина Омётова). В их цепких лапах оказываются писатель и его умственно неполноценный брат (ещё один прекрасный дуэт Льва Харламова и Сергея Блохина)- самые уязвимые в тоталитарном обществе жертвы.

Писатель пишет страшные и красивые сказки, в конце которых всегда гибнут дети. Сказки эти внезапно начинают сбываться в реальности - вот почему персоной непонятого творца заинтересовалась полиция.

Репрессивная машина изображена в зоопарковской постановке с особым эмоциональным размахом - невольно сказывается и советская история, и события в современной России. Впрочем, государство - не самый страшный демон, даже если он придёт за всеми, кто осмелится высказать собственное мнение. Самые страшные демоны, как водится, живут в нас самих, причем с самого детства. Рассказы, порождённые больным сознанием писателя, происходят в мире детей, не столь невинном и безоблачном, как принято считать. Вымышленные ужасы "сказок в сказке" высвобождают в героях драмы их собственных чудовищ, заставляют их постоянно раскрываться с самых непредсказуемых сторон. В такой атмосфере сама смерть порой выглядит желанным избавлением от страданий и ответственности - вот почему в пьесе так много фантазий вертится вокруг нее.

Затрагивая столь жуткие темы, зоопарковская постановка совершенно не скатывается в мизантропию и нигилизм, свойственный современному искусству. Пьеса пропитана парадоксальным ирландским юмором, иногда грубым и циничным, иногда тонким и на поверку намного более чёрным, чем английский. Театру "Zоопарк" этот юмор удаётся передать досконально. Блестящая игра актёров и виртуозные диалоги, если копнуть глубже, пропитаны любовью не только к самой пьесе и её автору, но и к жизни, людям, а главное - творчеству.

Любое творчество имеет право на существование - даже если у автора больное воображение "с тараканами" и абсолютно провальная литературная карьера. Даже если ради него приходится проходить сквозь нечеловеческие страдания. И любая жизнь достойна того, чтобы её прожить. Даже если боли в ней намного больше, чем радости. И, раз уж автору, режиссёру, актёрам и художникам удаётся передавать такими жутковатыми постмодернистскими средствами столь мощный и редкий в наши дни гуманистический месэдж - смотреть нужно однозначно.

Сергей ОРЛОВ

Фото - Георгий АХАДОВ

Ближайшие спектакли "Человек-подушка", на которые у вас есть возможность попасть, состоятся 1 и 12 апреля.