Любовь адмирала

2.jpg

На экраны выходит долгожданная премьера. Фильм “Адмиралъ” уже сейчас многие называют российским “Титаником”. Сравнение вряд ли уместно, но фильм, безусловно, имеет все, чтобы стать настоящим блокбастером - звездный актерский состав, впечатляющие съемки и love story на фоне событий, о которых в России продолжают спорить даже 90 лет спустя.

Адмирал Колчак - одна из самых неоднозначных и трагических фигур гражданской войны в России. Боевой офицер флота, полярный исследователь, блестяще образованный человек, владевший восемью иностранными языками, волей судьбы был поставлен руководить самым крупным антибольшевистским движением на территории России. С ноября 1918 года по декабрь 1919 Колчак в роли Верховного правителя России управлял огромной территорией от Уфы до Владивостока, пытаясь воссоздать на ней все атрибуты полноценного государства, - вплоть до соцобеспечения (!). Стоит лишь гадать, какой бы могла быть современная Россия, распорядись история иначе. Но все случилось так, как оно случилось. Войска Колчака были разбиты, самого Колчака выдали большевикам союзники по Антанте. 5 февраля 1920 года в Иркутске адмирал Колчак был расстрелян. Бурная жизнь Александра Колчака могла бы дать материал для целого сериала, но создателей фильма “Адмиралъ” заинтересовала самая романтичная из ее страниц. Его роман с Анной Тимиревой - настоящая любовь с массой преград, - настолько неправдоподобен, что кажется выдумкой сценаристов. Анна пережила Колчака на пятьдесят с лишним лет, из которых около тридцати провела в сталинских лагерях. Фильм завершает песня, написанная на ее стихи.


Картина производит сильное впечатление. Откровенно говоря, я шел в кино посмотреть на ожившую историю, и любовные коллизии поначалу сильно мешали. Но неожиданно я почувствовал, что показанные, будто бы вскользь, исторические события производят намного большее впечатление. Вот Колчак ведет маленький миноносец в неравный бой с немецким линкором. Матросы и офицеры бок о бок гибнут под градом осколков. Молятся об удаче, когда Колчак заманивает немца на мины, рискуя своим кораблем. И после - жуткая расправа матросов над офицерами в Гельсингфорсе и Севастополе…
Легендарный Ледяной поход генерала Каппеля, прошедшего с войсками по тайге две тысячи километров в лютый мороз и заплатившего за это своей жизнью. Рвущийся вон из России чехословацкий корпус, по вине которого в тайге замерзли 24 эшелона с беженцами. Ощущение мрака и хаоса возникает просто физическое. На этом фоне развивается романтический сюжет, который вряд ли оставит равнодушными тех, кого мало интересуют события 90-летней давности.


Адмирала и его возлюбленную воплотили на экране звезды “Иронии судьбы-2” - Константин Хабенский и Елизавета Боярская. Генерала Каппеля сыграл Сергей Безруков. Снял фильм Андрей Кравчук, знакомый зрителю по лентам “Итальянец” и “Господа офицеры”. По его словам, все трио - Хабенский-Боярская-Безруков - было отобрано в жестком порядке, а не назначено на свои роли сразу же. Все инсинуации о том, что, дескать, Кравчук взял себе команду “Иронии судьбы”, неверны - потому что “Адмиралъ” начал сниматься раньше “Иронии”.
Фильм снимался более двух лет в разных концах страны. В Севастополе, на базе учебного судна, декораторы воссоздали миноносец Колчака «Сибирский стрелок». Сцены морского боя с использованием компьютерной графики были столь масштабны, что сотрудникам студии “XX век Фокс”, участвующим в “раскрутке” фильма, оставалось лишь снять шляпу.

- Андрей, насколько известно, актеров на главные роли подбирали довольно долго, а Сергей Безруков был взят практически без проб…
Андрей Кравчук: - Действительно, Сергея Безрукова на роль генерала Владимира Каппеля мы утвердили практически сразу. В этой роли мне виделся человек с неким внутренним «стержнем», духовным началом. И когда мы первый раз загримировали Сергея, я сразу понял - то, что надо. Я поразился, насколько органично сидит на нем мундир. Мне казалось, что даже в перерыве между съемками Сергей продолжал оставаться Каппелем.

Сергей Безруков: - На полигоне в Нижегородской области мы снимали знаменитую «психическую атаку» каппелевцев, когда у солдат кончаются патроны, и Каппель ведет их в штыковую атаку под марш «Прощание славянки». Это было очень сильное ощущение. Когда я произнес свой монолог и настоящие солдаты примкнули настоящие штыки, у меня просто перехватило дыхание… Каппель шел на верную смерть, но у него не было выбора - он спешил на помощь Колчаку.

- Ваш фильм показывает Гражданскую войну со стороны белого лагеря. Но ведь в той войне не было святых. Террор в отношении противника применялся обеими сторонами.
А.К. - Мы внимательно изучали архивные данные и подлинные документы того времени, и я могу со всей уверенностью заявить, что сам Колчак не подписал ни одного смертного приговора. Конечно, у него была контрразведка, которая не особо церемонилась с неблагонадежными элементами. Была еще “инициатива на местах”, которую проявляли озверевшие на войне люди. Контролировать ту огромную территорию, которая формально находилась во власти Верховного правителя, в тех условиях было крайне затруднительно. И, тем не менее, на суде (если можно было так назвать происходившее) Колчак полностью взял на себя ответственность за действия своих подчиненных.

- Какие у вас впечатления от реакции первых зрителей на фильм?
А.К.- После первых просмотров фокус-групп меня поразил уровень незнания отечественной истории и географии у рядового жителя российской столицы. Девять из десяти с трудом представляют себе, кто такой адмирал Колчак, а что касается Сибири - все, что лежит дальше Урала, для них сливается в общую кучу.

- Сергей, какие моменты в ходе съемок вам запомнились больше всего?
С.Б. - Все так складывалось, что сами обстоятельства заставляли нас прочувствовать наши роли. И вот это запомнилось. Так во время «сибирских» съемок стоял реальный сибирский мороз под -30. И когда мы сидели в блиндаже, оператор кричал нам: “Дышите поменьше!”, - поскольку не видел нас в клубах пара.
А.К. - Напряженный был эпизод с «купанием коня». По сценарию? Каппель вместе с лошадью проваливается в полынью. Сергею пришлось искупаться в ледяной воде трижды, так как в кадр попадали куски пенопласта, которым закрывали полынью. А вот конь нашего энтузиазма не разделял. Очутившись в воде первый раз, он просто взбесился, и для последующих дублей его заталкивали в воду всей группой. Нам его было искренне жаль, слава Богу, обошлось без простуд.

- Скажите, почему остались за кадром полярные исследования адмирала Колчака?
А.К. - За кадром осталось очень многое. Это не только полярные исследования. Это и Порт-Артур, и восстановление военно-морского флота, и поездка в США - о жизни Колчака можно было бы снять целый сериал. Но мы не ставили своей целью снять биографию адмирала. Все-таки главное было - показать, как на фоне хаоса и крушения мира существует любовь, существуют понятия о долге, чести и достоинстве.

Михаил САУТКИН, журнал Досуг в Нижнем