Едем к цыганам

img_1119.jpg

 Для этих артистов всегда есть место надежде и любви... В темпераментном цыганском танце есть что-то очень близкое и до боли знакомое, родное... Смех и слёзы, страсть и нежность, трагизм и надежда - всё переплелось в этом завораживающем зрелище. Цыганскому ансамблю "Рада" уже 15 лет, и несмотря на различные трудности они находят в себе силы постоянно радовать людей своим творчеством...


Елена Лазаренко - художественный руководитель коллектива: Да где нам только не приходилось выступать...в разных обстановках бывали... Господи! И в сауне, и в тюрьме, и на улице, и в простой бане... На разных площадках среди разных людей... И я поняла, что обязательно нужно больше разговаривать...общаться во время выступления, чтобы чувствовать настроение публики. Перейти от песни к каким-то действиям, к инсценировке, это что-то такое новое... Это конечно не оперетта, а какое-то другое направление. И даже сейчас во время нашего обычного выступления я стараюсь превратить его во что-то более целостное. В настоящий музыкальный спектакль!


- В России - цыганский танец всегда был - да и остаётся! - символом праздника и безудержного веселья. Призывы: "Едем к цыганам!!!", мы помним по произведениям русских классиков! Почему это связано именно с цыганской песней?


- Наверное, изначально это связано с незнанием цыганского языка и в то же время с загадочностью песни. Часто просят: "Спойте что-нибудь таборное!?" Они же не понимают о чем поется, и в то же время мотив такой лиричный, загадочный, идущий издалека, сначала медленный, потом нарастает... и рождает в душе что-то такое беспокойное, тревожное и в то же время вспоминаются какие - то мысли, образы. Даже веселое, если вы заметили, тоже начинается с лирики, а потом  нарастает, и все быстрее и быстрее...А потом у русских цыган выдается вся душа,  весь темперамент...
Все-таки цыгане - хорошие психологи, они знают душу людей и завораживают их постепенно. Я сама это замечаю, когда и свой ансамбль, и зрителей сама в вихре закружу. Они уже не вне нас, они все в этой музыке, они вместе с нами. Поэтому, естественно, что они потом  выходят и в вихре цыганочки готовы закружиться. И ритм - как будто из самого сердца: то бушующий, как океан, то кроткий, как младенец, невыразимый словами, но переполняющий душу. По праву, во всём мире цыганочку считают русским танцем!

- Слушай, цыганочку ведь русские придумали, это же не цыганский танец?


- Да. Это так русские танцуют под цыган, и вроде как "цыганочка". Чисто для своего куража. И придумано, заметь, на романс "Две гитары". Эта музыка-то взята откуда, это очень популярный романс. Здесь переплетено несколько вещей - романс "Две гитары", музычка "Венгерки", чечеточка танцуется, и на эту же музыку положена музыка самой цыганочки... Но это уже народ придумал... А когда и чего это переросло... Вот купцы-то раньше гуляли,  цыганские хоры зазывали... вот, наверное, оттуда и пошло. Потому что вся цыганская культура оттуда идет.
Цыганская культура все больше идет от городских цыган... хотя они то и дело таборных приглашали и у них что-то позаимствуют... Раньше юбку-то в руки не брали, и с юбкой никто не танцевал, да и чечетку никто не бил...


- Как вы сами сейчас развиваетесь, что меняется в репертуаре, какие новые композиции? У вас есть великолепная постановка на фильм "Время цыган" Кустурицы...


- Люблю очень этот фильм, да и вообще Бреговича... В его музыке есть нечто загадочное... я постоянно этот фильм пересматриваю, и он мне никогда не надоест. Что-то в нем такое есть первобытное, дикое... Мне муж постоянно говорит: "Ты как в кино живешь..." Кино мне, видимо, не хватает. Мне еще в этом номере какого-то дыма не хватает, фейерверков... Я еще хотела индюка в номер взять, он там по сюжету есть. Импровизация мне ближе, чем просто исполнение песен...
Думаю вернуться к тому старинному фольклору,  к "плачам" и старинным песням, сделать это на фоне как кого-то гадания... Вроде, цыганка гадает и, перевоплощаясь, видит, что ждать в будущем, что в настоящем.


- Ты поэтому двигаешься в сторону цыганского театра? Как ты его себе представляешь?


- Я представляю, что соберется не только наша молодежь, но и начинающие мои артисты, из детской студии, которых мы сейчас ищем по разным цыганским семьям Нижегородской области. Это же не настоящий театр, и нужно учитывать возможности каждого. Кто-то умеет хорошо говорить, кто-то петь, кто-то танцевать. И на каждого из них писать определенный кусочек роли. И из этих этюдов составлять единый спектакль.
Но для того, чтобы изначально заинтересовать народ, я хочу устраивать вечера такого салонного характера. Для тех, кому это интересно. Например, "Вечер романса", "Вечер старинной цыганской песни" или "Вечер скрипичной классической музыки". Для того, чтобы заинтересовать и познакомить людей с цыганской культурой, я думаю, нужно начинать  с этого. Когда сложится определенная  аудитория, можно будет показывать наши спектакли...

- Что вы планируете показывать в своем театре?

- Встречи со зрителем, друзьями и коллегами нижегородских и московских коллективов. Конечно, постановки музыкальных спектаклей, мини-клипы и различные этюды... Мне кажется, это своевременно. Сейчас народ уже не смотрит на цыган как на негативное явление. Многие заинтересовались и полюбили цыган, после выхода на телеэкраны сериала "Кармелита"- любимого цыганского сериала. Мы давно хорошо знакомы и общаемся с актерами этого сериала, и если все удачно сложится, артисты сериала приедут в Нижний Новгород  с гастролями. И наш совместный проект пусть будет хорошим сюрпризом нижегородцам ко дню цыган.

Юлия Кубарева, журнал "Досуг в Нижнем"