Выставка художников театра «Другая сцена»
- Категории:
- Выставки
- Когда:
- 23 марта 2009 г - 13 апреля 2009 г
- Где:
Дом актера
ул. Пискунова, 10
436-63-50Смотреть на карте » - Подробности:
- Впервые «Другая сцена» была проведена в 1999 году, - с тех пор прошло 10 лет. За это время появились новые идеи и направления. Перед публикой предстанет живое, очень интересное, разнообразное искусство.
В выставке примут участие свыше 30 театральных художников Нижнего Новгорода и области. Будет представлено около 100 художественных произведений, среди которых - картины, макеты, эскизы, куклы, гобелены, костюмы и бутафория.
О своем отношении к современному театру и его творческим единицам рассказывает Евгений Спекторов - художник-постановщик Нижегородского театра оперы и балета:
- Вот, приходя на эту выставку свое-образного театрального закулисья, что должен увидеть ваш зритель?
- То, что художник может заниматься не только живописью, но и керамикой, или, например, фотографией. Вы знаете, хорошо то... что выставили свои работы даже актеры театров. Когда актер сам рисует, это же другая образность, ему самому интереснее... и легче с ним режиссеру работать. Возможность лучше узнать его, увидеть в другом ракурсе. Конечно, этонеобычная форма, но она мне кажется интересной и необходимой... Это "Другая сцена" деятельности, вот я - балетный фотограф... с этой стороны мне и хотелось о себе рассказать. Просто не успел в связи с премьерой подготовить работы и выставил два эскиза театральных костюмов... Осенью этого года у меня будет персональная выставка в Музее фотографии. - Эксперименты всегда оживляют публику. Как вы относитесь к экспериментальным оперным постановкам, в частности, к Дмитрию Чернякову, у которого в "Граде Китеже" на глазах у зрителей сцена прорастает травой, а Алконост курит в форточку?
- Его "Евгений Онегин" в Большом театре - это катастрофа, поскольку... Например, там же место действия Ларинский бал - это или усадьба, все визуально выстраивается... поля, домик, там даже в музыке есть рожок... Здесь же сценография спектакля скупа и лаконична. Доминантная деталь - обеденный стол, все действие, собственно, происходит вокруг стола, под ним и даже на нем. И вокруг ходит невозмутимая уборщица с тряпкой. Что касается Татьяны, она немытая и нечесаная, в бесформенном платье в блеклый цветочек, целыми днями шатается из угла в угол. Сцена дуэли тоже за столом... Понимаете, нарушено само либретто, все это идет против музыки. В музыке этого нет... У Чайковского в музыке присутствует пейзажность, романтика... А там все сделано очень жестко, очень холодно... Ну, если хочешь выразить что-то свое, тогда пиши свою оперу! И ставь ее хотя бы по мотивам... Но если ты берешь музыку Чайковского такой, как она создавалась автором сто лет назад... то надо ее играть так, как она есть... И всю эту пейзажность можно разными средствами решить, более или менее условно... Вот, помню, в Швейцарском театре смотрел "Кармен", так там она... поет свою арию, курит и ест апельсины на сцене... Это получилось потрясающе... Есть музыка, есть эта хулиганистая цыганка. Там это передано настолько точно, вот оно, пожалуйста, современное прочтение... Она поет, игриво смотрит на всех в зале и кидается корками... все решено прямо в точку! И балет, и оперу можно осовременить в рамках той авторской концепции, которая есть... а ломать музыку, ломать либретто... это совсем другой спектакль.
- Вы сами всегда сходитесь во мнениях с режиссером? А вот вам приходилось предлагать собственное видение, прочтение, детали образов, менять режиссерскую задумку?
- Это вообще самые сложные взаимоотношения - режиссера и художника. Конечно, бывали случаи, когда я подсказывал режиссеру какие-то пространственные решения, но концепцию кардинально менять мне не приходилось, это все-таки не драматический спектакль, такие радикальные приемы случаются больше там. Там какая-то очень важная деталь... например, в спектакле "Гамлет". Занавес, выполненный, как крыло, сметающее все вокруг, двигается по сцене как живой, в разных конфигурациях... он задает ритм спектаклю. Это то, что необходимо драматическому спектаклю, а в оперном, все-таки, больше нужна такая декоративность, которая дает эмоциональный заряд: цвет, колорит, фактура, материалы. Там немного другие задачи... - Что вы вообще думаете о современной сценографии?
- К сожалению, то, что я вижу сегодня в Большом театре... меня как-то не вдохновляет... Вы знаете, я достаточно поездил по миру... жил и работал в Бельгии больше десяти лет, работал в Германии, выставлялся в Англии, много сделал разных спектаклей... Когда я проходил стажировку в Большом театре, для меня было счастьем поработать с такими художниками, как Симон Вирсаладзе, Валерий Левенталь, это классики сценографии, лучшие балетные художники России. Это была большая школа - видеть их эскизы и видеть их воплощение на сцене, и участвовать во всем этом... Это тот Русский театр, те традиции, которые мы продолжаем, начиная еще с Дягилевских сезонов... Когда в Париже открывался занавес, парижане были в шоке, они такого и не делали никогда. Русская школа всегда отличалась живописью на сцене, а на Западе это... Вот я поездил много с русским национальным балетом, с коллективом Сергея Радченко, это солист Большого театра... Они всегда просили, чтобы декорации были как можно живописнее, поскольку они там этого не умеют делать, да и не очень хотят...
- Но почему?
- А у них традиция оформления спектаклей очень такая условная, очень скудная, скромная... Причем, даже балеты Мориса Бежара. Им это не нужно... есть большая люстра, скромный задник, обычный белый фон, и все решается светом... И вот они подсвечивают... голубым, зеленым, синим... Вот просто такая эстетика европейских спектаклей, такая вот культура у них... Конечно, есть некоторые спектакли, например, Нуриев привнес эту культуру из России. Он поставил в Гранд Опера "Баядерку", - просто великолепно! Он взял костюмы Александра Головина, великого художника Мариинского театра, и немножко их осовременил, стилизованно получилось. Праздник на сцене присущ именно русскому театру... Я скажу одну такую вещь, может быть, крамольную... Вот, например, уходит из тетра танцор, ну что ж... да каждый год консерватория выпускает новых певцов и танцоров, но вот если уйдет закройщик мужских костюмов, чтобы подготовить нового, нужно десять лет... Не у кого сейчас учиться этим тонкостям, нет преемственности поколений. Но мы сейчас пытаемся как-то восстановить эту связь.
- Вы ходите на премьеры в Театр драмы, "Комедiи"?
- Вы знаете, не очень часто получается, как хотел бы... Последним спектаклем, который я видел, была "Женитьба"... Гоголь очень сложно трансформируется в наше время, и не всегда получается. И чисто как художника меня постановка не вдохновила, хотелось бы... больше элементов интерьера того времени. Если продумал иначе детали интерьера, тогда стилизуй костюмы... А тут сваха в парижском платье, это ж, платье не свахи... Сваха, она же, как, например, у Островского, в платке, в салопе... вот такие свахи были... А это дворянское платье, стильное, модное парижское платье... Чтобы у Гоголя сваха ходила в таком платье!?. Это нечто... Все это, конечно, красиво смотрится, но это совсем "из другой оперы"... Здесь очень хотелось бы затронуть такую тему "правды на сцене"... Вот когда мы ставили спектакли в конце 80-х годов... в эпоху тотального дефицита... это одно... То, что сейчас происходит вокруг, диктует уже другой профессиональный уровень, изменение подхода к оформлению спектакля.
Недавно ходил на современный спектакль "Квартета И" "Разговор мужчин среднего возраста". Есть интересный прием с экранами... но можно было решить все гораздо проще. Потому что, все-таки, на сцене важен сам актер... Знаете, когда художник самовыражается - это не нужно постановке... Там всего четыре персонажа - их надо подавать... а когда на заднем плане лестница, какие-то там витражи, картины, в холодильнике - натуральные продукты, хотя этого никто не видит... барная стойка в натуральную величину...
- Это, наверное, весь мужской жизненный багаж...
- Но здесь это лишнее... они ведь говорят об интересных вещах, о жизни, о своих чувствах, о взаимоотношениях с женщинами, и от их навороченных декораций просто устают глаза. Здесь все должно быть просто...
Юлия КУБАРЕВА, журнал "Досуг в Нижнем"
В материале использованы иллюстрации с выставки "Другае сцена"
- Добавлено:
- Света
- Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь
Последние отзывы о событиях
Проект «Культурный код»
Взяла себе тоже-пригодится
Футбол во весь экран
Как ни гони грустные размышления, а они обязательно тебя догонят. Я снова размышляла о том, что в моей судьбе маловато разнообразия, ярких красок, перемен к лучшему. ...
Проект «Культурный код»
Давно искала эту информацию, спасибо.
Проект «Культурный код»
Здравствуй! Спасибо за подаренные хорошие эмоции
шоу Братьев Сафроновых
Как ни отгоняй грустные размышления, только они всё равно тебя догонят. Я опять раздумывала о том, что в моей жизни не достаёт разнообразия, сочных красок, перемен. ...