Выставка художников театра «Другая сцена»

театральные художники
Категории:
Выставки
Когда:
23 марта 2009 г - 13 апреля 2009 г
Где:
Дом актера
ул. Пискунова, 10
436-63-50
Подробности:
Впервые «Другая сцена» была проведена в 1999 году, - с тех пор прошло 10 лет. За это время появились новые идеи и направления.  Перед публикой предстанет живое, очень интересное, разнообразное искусство.

В выставке примут участие свыше 30 театральных художников Нижнего Новгорода и области. Будет представлено около 100 художественных произведений, среди которых - картины, макеты, эскизы, куклы, гобелены, костюмы и бутафория.

О своем отношении к современному театру и его творческим единицам рассказывает Евгений Спекторов - художник-постановщик Нижегородского театра оперы и балета:

- Вот, приходя на эту выставку свое-образного театрального закулисья, что должен увидеть ваш зритель?

- То, что художник может заниматься не только живописью, но и керамикой, или, например, фотографией. Вы знаете, хорошо то... что выставили свои работы даже актеры театров. Когда актер сам рисует, это же другая образность, ему самому интереснее... и легче с ним режиссеру работать. Возможность лучше узнать его, увидеть в другом ракурсе. Конечно,  этонеобычная форма, но она  мне кажется интересной и необходимой... Это "Другая сцена" деятельности, вот я - балетный фотограф... с этой стороны мне и хотелось о себе рассказать. Просто не успел в связи с премьерой подготовить работы и выставил два эскиза театральных костюмов... Осенью этого года у меня будет персональная выставка в Музее фотографии.  
- Эксперименты всегда оживляют публику. Как вы относитесь к экспериментальным оперным постановкам, в частности, к Дмитрию Чернякову, у которого в "Граде Китеже" на глазах у зрителей сцена прорастает травой, а Алконост курит в форточку?

- Его "Евгений Онегин" в Большом театре - это катастрофа, поскольку... Например, там же место действия Ларинский бал - это или усадьба, все визуально выстраивается... поля, домик, там даже в музыке есть рожок... Здесь же сценография спектакля скупа и лаконична. Доминантная деталь - обеденный стол, все действие, собственно, происходит вокруг стола, под ним и даже на нем. И вокруг ходит невозмутимая уборщица с тряпкой. Что касается Татьяны, она немытая и нечесаная, в бесформенном платье в блеклый цветочек, целыми днями шатается из угла в угол. Сцена дуэли тоже  за столом... Понимаете, нарушено само либретто, все это идет против музыки. В музыке этого нет... У Чайковского в музыке присутствует пейзажность, романтика... А там все сделано очень жестко, очень холодно... Ну, если хочешь выразить что-то свое, тогда пиши свою оперу! И ставь ее хотя бы по мотивам... Но если ты берешь музыку Чайковского такой, как она создавалась автором сто лет назад... то надо ее играть так, как она есть... И всю эту пейзажность можно разными средствами решить, более или менее условно... Вот, помню, в Швейцарском театре смотрел "Кармен", так там она... поет свою арию, курит и ест апельсины на сцене... Это получилось потрясающе... Есть музыка, есть эта хулиганистая цыганка. Там это передано настолько точно, вот оно, пожалуйста, современное прочтение... Она поет, игриво смотрит на всех в зале и кидается корками... все решено прямо в точку! И балет, и оперу можно осовременить в рамках той авторской концепции, которая есть... а ломать музыку, ломать либретто... это совсем другой спектакль.

- Вы сами всегда сходитесь во мнениях с режиссером? А вот вам приходилось предлагать собственное видение, прочтение, детали образов, менять режиссерскую задумку?

- Это вообще самые сложные взаимоотношения - режиссера и художника. Конечно, бывали случаи, когда я подсказывал режиссеру какие-то пространственные решения, но концепцию кардинально менять мне не приходилось, это все-таки не драматический спектакль, такие радикальные приемы случаются больше там. Там какая-то очень важная деталь... например, в спектакле "Гамлет". Занавес, выполненный, как крыло, сметающее все вокруг, двигается по сцене как живой, в разных конфигурациях... он задает ритм спектаклю. Это то, что необходимо драматическому спектаклю, а в оперном, все-таки, больше нужна такая декоративность,  которая дает эмоциональный заряд: цвет, колорит, фактура, материалы. Там немного другие задачи...
- Что вы вообще думаете о современной сценографии?

- К сожалению, то, что я вижу сегодня в Большом театре... меня как-то не вдохновляет... Вы знаете, я достаточно поездил по миру... жил и работал в Бельгии больше десяти лет, работал в Германии, выставлялся в Англии, много сделал разных спектаклей... Когда я проходил стажировку в Большом театре, для меня было счастьем поработать с такими художниками, как Симон Вирсаладзе, Валерий Левенталь, это классики сценографии, лучшие балетные художники России. Это была большая школа - видеть их эскизы и видеть их воплощение на сцене, и участвовать во всем этом... Это тот Русский театр, те традиции, которые мы продолжаем, начиная еще с Дягилевских сезонов... Когда в Париже открывался занавес, парижане были в шоке, они такого и не делали никогда. Русская школа всегда отличалась живописью на сцене, а на Западе это... Вот я поездил много с русским национальным балетом, с коллективом Сергея Радченко, это солист Большого театра... Они всегда просили, чтобы декорации были как можно живописнее, поскольку они там этого не умеют делать, да и не очень хотят...

- Но почему?

- А у них традиция оформления спектаклей очень такая условная, очень скудная, скромная... Причем, даже балеты Мориса Бежара. Им это не нужно... есть большая люстра,  скромный задник, обычный белый фон, и все решается светом... И вот они подсвечивают... голубым, зеленым, синим... Вот просто такая эстетика европейских спектаклей, такая вот культура у них... Конечно, есть некоторые спектакли, например, Нуриев привнес эту культуру из России. Он поставил в Гранд Опера "Баядерку", - просто великолепно! Он взял костюмы Александра Головина, великого художника Мариинского театра, и немножко их осовременил, стилизованно получилось. Праздник на сцене присущ именно русскому театру... Я скажу одну такую вещь, может быть, крамольную... Вот, например, уходит из тетра танцор, ну что ж... да каждый год консерватория выпускает новых певцов и танцоров, но вот если уйдет закройщик мужских костюмов, чтобы подготовить нового, нужно десять лет... Не у кого сейчас учиться этим тонкостям, нет преемственности поколений. Но мы сейчас пытаемся как-то восстановить эту связь.

- Вы ходите на премьеры в Театр драмы, "Комедiи"?

- Вы знаете, не очень часто получается, как хотел бы... Последним спектаклем, который я видел, была "Женитьба"... Гоголь очень сложно трансформируется в наше время, и не всегда получается. И чисто как художника меня постановка не вдохновила, хотелось бы... больше элементов интерьера того времени. Если продумал иначе детали интерьера, тогда стилизуй костюмы... А тут сваха в парижском платье, это ж, платье не свахи... Сваха, она же, как, например, у Островского, в платке, в салопе... вот такие свахи были... А это дворянское платье, стильное, модное парижское платье... Чтобы у Гоголя сваха ходила в таком платье!?. Это нечто... Все это, конечно, красиво смотрится, но это совсем "из другой оперы"... Здесь очень хотелось бы затронуть такую тему "правды на сцене"... Вот когда мы ставили спектакли в конце 80-х годов... в эпоху тотального дефицита... это одно... То, что сейчас происходит вокруг, диктует уже другой профессиональный уровень, изменение подхода к оформлению спектакля.
Недавно ходил на современный спектакль "Квартета И" "Разговор мужчин среднего возраста". Есть интересный прием с экранами... но можно было решить все гораздо проще. Потому что, все-таки, на сцене важен сам актер... Знаете, когда художник самовыражается - это не нужно постановке... Там всего четыре персонажа - их надо подавать... а когда на заднем плане лестница, какие-то там витражи, картины, в холодильнике - натуральные продукты, хотя этого никто не видит... барная стойка в натуральную величину...

- Это, наверное, весь мужской жизненный багаж...

- Но здесь это лишнее... они ведь говорят об интересных вещах, о жизни, о своих чувствах, о взаимоотношениях с женщинами, и от их навороченных декораций просто устают глаза. Здесь все должно быть просто...

Юлия КУБАРЕВА, журнал "Досуг в Нижнем"
В материале использованы иллюстрации с выставки "Другае сцена"



Добавлено:
Света