Экстрим в городе

Экстрим в городе
Экстрим в городе
Город. Скользкий и заваленный сугробами "по самое не хочу". В условиях подобного дорожного покрытия, дополненного неожиданными выбоинами, ямами и буграми.... с мечущимися пешеходами и безумными скутеристами... такой вот тип управления многие автовладельцы определяют как экстремальный. Даже банальная попытка "вклиниться" с парковки на обочине в загруженный до предела поток транспорта требует грамотных действий..., а уж чтобы перемещаться с "черепашьей" скоростью в плотном транспортном потоке нужны навыки экстремального маневрирования с экстренным торможением. Как научиться чувствовать машину и предугадывать все ее действия?

Выработать подобные ощущения, можно только пройдя школу экстремального вождения, или как сейчас ее называют контраварийной подготовки.
Подробнее на эту тему мы порассуждали с основателем нижегородской школы водительского мастерства, мастером спорта по автогонкам Вадимом Бахановым:
- Знаете, Вадим Владимирович, многие мои приятельницы стараются учиться управлять автомобилем  именно зимой. Считается, что научившись в это время года справляться с дорожным экстримом, будешь увереннее чувствовать себя в сложных ситуациях? Есть в этом мнении хоть доля здравого смысла?
- Учиться всегда проще и безопаснее, переходя от простого к сложному. В летних условиях гораздо проще, чем в зимних. И льда меньше, и колеи меньше...  Зимой осваивать управление автомобилем, конечно, тяжелее... приходится сдавать экзамены по льду, трогаться в таких же условиях в горку, ездить по городу, утопающему в снегу и сугробах, разъезжаться по разным колеям со встречными машинами. Конечно, это уже приобретение определенных навыков, но это еще и лишние стрессовые ситуации, которых на самом деле можно избежать. Многое зависит от того, какой инструктор попадется... что-нибудь не так сделаешь - дергать будет. А это лишние срывы. Это такая двойственная ситуация: с одной стороны –  "тяжело в учении - легко в бою", а с другой – лишние стрессы. Но в любом случае самое главное в вождении - это научиться не попадать  на дороге в критические ситуации, чтобы потом с трудом из них выходить. Этому, собственно, и летом учат в простых автошколах....
- Как подготовить свой автомобиль к зимней дороге... и самому быть начеку?
- Самое элементарное, нужно иметь зимнюю резину. Вовремя ее обуть и не торопиться снимать. Залейте в бачок омыватель ветрового стекла незамерзающую жидкость.  Не забывайте чистить фары. Главное, настройте себя на более аккуратную, внимательную езду. Надо управлять автомобилем так, чтобы не заставлять его делать то, что он просто не может сделать. Надо хорошо знать его особенности, и то на что он способен, чувствовать его... На устойчивость и управляемость машины влияет множество факторов. Зимой, в первую очередь, это низкий коэффициент сцепления колес с дорогой, который может несколько раз меняться даже на небольшом участке пути. Надо очень внимательно следить за дорожным покрытием, выбирать безопасную скорость движения, при необходимости заблаговременно ее снижать, увеличивая тем самым дистанцию. Управляющие действия должны быть более плавными.
- А если машина оказалась в глубоком снегу. С какой коробкой - ручной или автоматической - проще из него выбраться и как? А если еще и задний привод...
- Все зависит от того, какой сугроб. Бывает снег мягкий, сухой, легкий, хуже если он мокрый. Естественно, по такому ехать тяжело, даже если он небольшой, сопротивление качения очень серьезное. С автоматической трансмиссией выезжать из сугробов сложнее. Нужно постоянно останавливаться для перевода рычага в положение "D" и "R"(на автомобилях с механической КПП машина сама скатывается назад, когда вы выжимаете педаль сцепления). Можно использовать левую ногу для удержания автомобиля в верхней точке, нажимая на педаль тормоза. После переключения передачи немного прибавьте "газ" и отпускайте тормоз. Сразу же нажимайте на тормоз, как только машина "зависла" в другой верхней точке, не доводя до пробуксовки (срабатывания антипробуксовочной системы, а лучше ее отключить, если это возможно). Таким образом, раскатывая место для разгона, пытайтесь преодолеть сопротивление снега.
Можно пройти "сугробы", изначально набрав такую скорость, чтобы хватило инерции и сопротивление снега не остановило автомобиль. Хуже всего ехать по влажному снегу. Если машина останавливается, вовремя переключитесь на пониженную передачу, не доводите до пробуксовки. Все-таки остановились? Тогда сдайте по колее назад и разгонитесь еще раз. Не буксуйте, используйте раскачку автомобиля, "играя" педалями сцепления и газа. Держите руль прямо, это особенно актуально для заднеприводных автомобилей, в багажник которых лучше положить какой-нибудь балласт, чтобы колеса не ерзали, когда передние упрутся в сугроб.
- А как вовремя и правильно среагировать на неожиданное скольжение? Это вообще возможно?..
- Если нужно кого-то обогнать, то лучше подождать хорошей дороги. Множество аварий происходит из-за того, что водители выезжают на обгон и попадают на разделительную полосу, а там снежная каша, машина всплывает... Потом идет в занос, водитель пугается, бросает газ, машину разворачивает и выкидывает на встречную полосу. Водитель своими неправильными действиями провоцирует машину на скольжение... потому что не знает свой автомобиль. Кстати, слишком много надежд возлагается на АВS . Она, конечно, помогает, но если эта система сработала, значит, вы допустили какую-то ошибку и вызвали скольжение... И если она начинает помогать, то дальше мы уже своими правильными действиями должны помочь ей выровнять машину. Водитель ведь зачастую не чувствует грань, за которой начинается скольжение. Он завышает скорость на входе в поворот, и как только машину понесло...тогда паника и хаотичные действия. Первая реакция - ударить по тормозам, и как повезет. На дороге думать некогда - надо действовать. А как действовать? Если руки-ноги этого никогда не делали. Чтобы предвидеть такую ситуацию, необходимо иметь навыки, которые нарабатываются на специальных тренировках, где мы и отрабатываем так называемую мышечную память. На занятиях вы сами провоцируете автомобиль на скольжение, учитесь понимать его поведение на разном покрытии, начинаете чувствовать его реакцию на ваши управляющие действия. Только тогда вы будете способны что-то предвидеть на дороге, когда изучите возможности вашего автомобиля, научитесь просчитывать дорожную ситуацию на несколько ходов вперед, анализировать состояние дорожного покрытия, по которому вам предстоит ехать.
- По-вашему получается, что даже на льду можно спрогнозировать поведение автомобиля...
- Конечно, можно спрогнозировать и ехать так, чтобы машину не занесло. А если уж так вдруг произошло... ты сможешь ее стабилизировать. Действовать нужно всегда с опережением... но иногда наоборот с запаздыванием. Например, если автомобиль с задним приводом уходит в занос... то все знают, что руль, надо поворачивать в сторону заноса. Но в основном все сопровождают занос поворотом рулевого колеса, и он продолжает развиваться. А надо лишь рывком повернуть руль и от этого рывка многое зависит. Надо опередить занос, чтоб возник стабилизирующий эффект на передних колесах, и занос  дальше не развивался.

АСК "Нижегородское Кольцо"
Экстремальное вождение автомобиля - достаточно творческий процесс, ведь ситуация меняется ежесекундно. Надо научиться быстро принимать решение и так же быстро выполнять его.
Школа водительского мастерства Автомобильного спортивного комплекса "Нижегородское кольцо" готова передать Вам знания и навыки. В АСК "Нижегородское кольцо" работают преподаватели, имеющие высокую спортивную и тренерскую квалификацию. Спортивное отделение и профессиональная гоночная команда, является настоящей гарантией качества обучения.


Курсы экстремального       вождения и контраварийной подготовки "Шанс"
Для того, чтобы приобрести необходимую уверенность в стрессовых ситуациях на дороге нужно обладать необходимым арсеналом приемов управления, способных защитить Вас от любых неожиданностей. Свой арсенал приемов управления можно дополнить приемами активной безопасности - контраварийными действиями и приемами, которые используют в своей практике автогонщики и лучшие профессиональные водители.

... и за гранью асфальта

Если псевдо – экстремальному передвижению в загруженном автомобильными средствами мегаполисе вы предпочитаете свободу полета и скоростью... то испытайте себя в любительских соревнованиях на любой вкус адреналина. Кольцевые гонки, джип-спринт, слалом, дрег-рейсинг...  А можно отправиться на своем авто в сложные походы... выискивая труднопреодолимые места... и палатки. Это сочетание очумелого чувства свободы, силы и скорости. Приключения, наполненные сумасшедшими впечатлениями. Экстремальный отдых, кому нравится пощекотать нервы и ощутить всплеск адреналина!
Стоит ли себя искать в таком спорте и образе жизни рассказывает Дмитрий Тютин:
- Дмитрий, все понимают, что гонщик отличается от обычного водителя, а вот чем именно - знают, думаю, немногие...
- Как правило, у каждого настоящего мужчины в крови заложены такие волевые инстинкты, как борьба, достижение, покорение, стремление к победе... Конечно же, при осуществлении этого человек испытывает адреналин и затем хочет снова повторить это и почувствовать вновь. В наши времена жизнь, к сожалению, полна негативного адреналина, но есть масса способов получить чистейший адреналин и массу позитива, открыв для себя новые направления в отдыхе и в жизни в целом. Например, для меня яркие позитивные эмоции приносит не внедорожный спорт, из которого я ушёл в 2007 году, а организация и осуществление экспедиций по нашей невероятно удивительной и огромной стране. В спорте можно регулярно тешить своё самолюбие, бороться с видимым противником, видеть его эмоции на трассе, но в дальних экспедициях всё иначе. Всё зависит только от твоего опыта, смекалки, способностей. Приходится бороться со стихией, которая может быть благосклонна, а может и нет. Гораздо экстремальнее не остаться со сломанной машиной на трассе недалеко от лагеря, а наедине с реальностью за сотни километров. Без людей, техники, связи... без врачей и гипермаркетов продуктов. Ты один - перед лицом природы.
Случиться может абсолютно всё что угодно. И когда ты достигаешь поставленной цели, преодолев самые сложные дороги, броды и перевалы в горах, зимники и тайгу, то испытываешь невероятный позитивный адреналин и настоящее ощущение победы. Тем более каждое путешествие – это новые места, новые интересные и необычные люди и всегда новые испытания.
- Какие навыки экстремального вождения необходимы для участия в такого рода соревнованиях?
- Конечно же, это знание приёмов преодоления бездорожья, умение чувствовать способности автомобиля и знание предела его возможностей. Ну, и, конечно же, опыт. Именно опыт, а это можно получить только из практики и никак не из журналов и Интернета.
- Скоро будет проходить джип-спринт на достаточно сложной трассе, где обычно проходят мотогонки, к чему участникам нужно быть готовыми?
- Трасса действительно очень сложная и спортивная. Необходимо, конечно, уметь чувствовать автомобиль и хорошо им управлять, быстро работая рулём и коробкой передач. Несмотря на сложность трассы, принять участие в этих соревнованиях могут даже любители, и, как правило, после участия в таком виде спорта, человек понимает, какую степень свободы и позитивного адреналина открывает внедорожник.
На трассе джип-спринта "КАМЕННЫЕ ДЖУНГЛИ" потребуются такие навыки, как способность держать высокую скорость, быстроту перекладки руля при вхождении в поворот и при уходе в занос. Так как трасса изобилует поворотами на 180 градусов, темп нужно будет держать высокий, то рулём придётся работать очень быстро, а также быстро выбирать в коробке передач необходимую скорость. Например, есть такие коварные горки, где поворот начинается на самой вершине , а увидеть его удаётся буквально поднявшись уже наверх, принимать решение поэтому придётся за 1-2 секунды и даже раньше. Адреналину добавляют трамплины, после приземления с которых можно запросто потерять контроль над трэком и машиной. Очень полезным будет наблюдать за прохождением всей трассы другими участниками, какие они делают ошибки, какие применяют приёмы, как работают газом и тормозами.
- У каких автомобилей больше шансов на такой трассе?
- Преимущество у не очень тяжёлых автомобилей с отзывчивым оборотистым мотором, энергоёмкой подвеской, чутким рулевым управлением и хорошей зимней шипованной резиной.

Экстрим-НН клуб
Нижегородский клуб экстремального отдыха "Экстрим-НН" объединяет людей, неравнодушных к автомобильным путешествиям, экстриму и спорту. За плечами клуба организация многочисленных рейдов, экспедиций, соревнований, обучающих мастер-классов и других мероприятий рассчитанных на активный и здоровый отдых.
Участники походов побывали за той самой гранью, где извилистая чёрная линия старой грунтовки на карте переходит в пунктир заброшенной просеки, исчезает в зелёной заливке лесов и синей штриховке болот и озёр.
23 февраля в Нижнем Новгороде, прямо в центре города, клуб "Экстрим-НН" проведёт экстремальный джип-спринт "Каменные джунгли". Сложная спортивная трасса, которую необходимо пройти на время. Огромное количество зрителей. 50 экипажей. Вы увидите, на что способен заряженный внедорожник под управлением опытных спортсменов и любителей.
В конце марта - начале апреля готовится экспедиция на снегоходах и санях "Приполярный Урал". Маршрут пройдёт по льду рек, лесным просекам, заброшенным деревням, лагерям УНЖЛАГа Нижегородской и Костромской областей и частично будет носить этнографический характер. Предполагается пройти порядка 400 км с различным рельефом местности.
19-20-21-22 мая 2011 г. Очередной этап рейда-экспедиции "В круге Первом", посвящённый установке поклонных крестов в местах расположения лагерей УНЖЛАГа, сбору информации и артефактов для музея памяти жертв политических репрессий, который создаётся в п. Северный, а также создания небольшого книжного издания, посвящённого всем этапам экспедиций "В КРУГЕ ПЕРВОМ" и объединения полученной в процессе поиска информации.

По материалам журнала "Досуг в Нижнем"