Уроки музыки (0+)

1.jpg

Научиться играть можно в любом возрасте и на чем угодно - на гитаре, контрабасе, варгане или саксофоне. Самое важное ­ любить свой инструмент, только тогда вы сможете на нем "разговаривать" с помощью музыки.

Подготовила журналист журнала "Досуг в Нижнем Марина САМКОВИЧ



САКСОФОН

Артем Гардин. Закончил Консерваторию. Играл на саксофоне в Нижегородском цирке, Губернском оркестре, биг-бенде и симфоджазовом оркестре под управлением Михаила Петропавловского, в биг-бенде Яны Абрамовой. Сейчас играет в Борском духовом оркестре и группе PapaMobile.

­- Почему я выбрал саксофон? Раньше я и на гитаре играл, и на барабане, пел, но в 16 лет съездил на концерт группы "Браво" в Москву, меня "вставило", и с тех пор я с саксофоном не расстаюсь.

­- Для чего, по­-вашему, люди учатся играть на саксофоне?

­- Все по-разному. Кто-то влюбляется в этот инструмент или хочет играть с друзьями в группе, кто-то думает зарабатывать деньги: саксофон востребован на корпоративах, вечеринках. Хотя не каждый саксофонист украсит вечеринку своей игрой... Сейчас у меня учится девочка, которая хочет поступать в музучилище.

­- Сложно ли освоить саксофон?

­- Играть на нем может даже ребенок. Главное - расслабиться и получать удовольствие. Поначалу все думают: саксофон - это же духовой инструмент, в него надо тяжело дуть, прилагать усилия. Отсюда - напряжения, зажимы... Духовой инструмент - это же от слова "душа". Исполнитель на нем разговаривает, поет. Мы же не думаем, как дышать, когда разговариваем... У кого-то это понимание приходит на второй или на третий урок, а кого-то не получается и через год.

­- Какой репертуар вы играете на уроках?


­- Зависит от пожеланий. Я рекомендую начинать с известных старых мелодий, детских песен, которые у всех на слуху. Хотя не все ученики сейчас знают, кто такой Элвис Пресли, да и детские песни вспоминают не сразу. А их очень легко подбирать - "В лесу родилась елочка", "Жили у бабуси два веселых гуся". Вообще на саксофоне можно сыграть все, что угодно, хоть Виктора Цоя.

­- Как выбрать инструмент для занятий?


­- Саксофон надо выбирать с преподавателем или знающим человеком, который может проверить, насколько он стройный, хорошо звучит. В СССР были только чешские и германские саксофоны, они сейчас как раритет идут: или очень дорого стоят, или три копейки, потому что в "убитом" состоянии... Сейчас в магазинах есть и японские, и немецкие, и французские инструменты, но больше всего китайских, от 20 000 рублей. Попадаются и хорошие. От 100 тысяч и выше можно купить профессиональный саксофон. И за 200 есть, и за 300. Профессиональные инструменты всегда были недешевы. Один мой знакомый десять лет копил на машину, а все потратил на саксофон. Взял его в руки, поиграл ­ и даже вопросов не возникло...

­- Ваш совет будущим ученикам.


­- Даже и не начинайте! Ну, уж если совсем свербит...

Если вы хотите брать уроки игры у АРТЕМА ГАРДИНА, звоните по тел. 414-­81-38.
 
КОНТРАБАС И БАС-ГИТАРА

Максим Новак. Закончил эстрадно-джазовый факультет в музучилище, где осваивал бас-гитару и параллельно контрабас. В консерватории обучался игре на контрабасе. С 2003 года играет на этом инструменте в оркестре Нижегородской филармонии, на бас-гитаре ­ в джазовом проекте с участием Александра Беляева.

­- Есть такая правдивая шутка: если пришел в группу и ни на чем не умеешь играть, ­ берись за бас-гитару.

­- Такое, конечно, бывает. Но случайные люди быстро уходят. Да, бас-гитара попроще, добиться успеха легче: за пару месяцев можно уже научиться песню красивую сыграть.

А вот контрабас - инструмент капризный, с характером, играть на нем могут единицы. Зато возможностей у него масса: он хорош и в классике, и в джазе, и в авангардной музыке. Контрабас ­ инструмент не сольный, но сейчас на нем даже солируют. Помню выступление Плетневского оркестра, там во втором отделении выступал квинтет ­ пять контрабасов, так они подняли весь зал. У них даже диски с записями есть ­ они там и Баха, и Пьяццоллу играют.

­- Сложно ли обучиться игре на контрабасе?


­- Для начала, его придется носить... Контрабас весит 10 ­ 11 кг, итальянские легче. Но инструмент не сказать, чтобы мужской, ­ дамы тоже не отстают, таскают... Главная сложность в обучении ­ зажим, когда переигрывают руки. Все музыканты калеки, у них сводит мышцы определенным образом, а зажима быть не должно. У расслабленного музыканта звук совсем другой! Сколько времени учиться, зависит от предпочтений. Если вы хотите играть джаз, хорошо свинговать на контрабасе, придется изучать технику пиццикато, осваивать позиции, гаммы, гриф. Для классики нужно смычком учиться играть ­ это вообще целая школа, тут нужно сразу к хорошему педагогу, чтобы тебя не изуродовали. Так что быстро не получится. С бас-гитарой, повторюсь, проще. Репертуар для нее очень большой. Если нравится джаз, есть сборник "150 джазовых тем". Для любителей классики ­ сюиты Баха, он же их писал именно для упражнений. Из тяжелого хард­рока можно что­то поиграть для общего развития, например, поаккомпанировать виртуозам ­ Джо Сатриани или Стиву Ваю.

­- Что вы посоветуете ученикам?


­- От басиста прежде всего требуется ритм, поэтому мой совет начинающему бас­гитаристу - старайтесь играть с метрономом. А вот если вы выбрали контрабас... главное тут ­ полюбить инструмент. Посмотрите в Интернете, как люди играют, какие возможности у контрабаса! В этом мы отстали от Запада лет на 50.

- Сколько стоят хорошие инструменты?

­- Путевую бас-­гитару можно купить от 1000 баксов, остальное, как говорится, еще не бревно, но уже не инструмент. Контрабас - от 2000 долларов. Некоторым везет найти приличный у бабушки за бутылку самогонки, но такое только у нас в России бывает...

МАКСИМ НОВАК.
Ттел. 8(909) 291-18-94


МАКСИМ КАРТАШОВ. УРОКИ ИГРЫ НА ГИТАРЕ.
Тел. 8-950-365-96-85


В программу обучения входит изучение аккордов, нот, чтение табулатур, овладение различными приемами игры и многое другое. Подход исключительно индивидуальный к каждому ученику. Преподаватель с высшим музыкальным образованием (консерватория) и опытом работы.

ЕВГЕНИЙ. УРОКИ ИГРЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ.
Тел. 950-611-71-69.


Уроки игры на классической гитаре для детей и взрослых с выездом на дом. Развитие голоса и слуха. Опытный преподаватель, гибкий подход к каждому.

БАЯН И АККОРДЕОН

Александр Беляев. Окончил Консерваторию (кафедру народных инструментов), играет в нижегородском Style­Quartet.

­- Баян и аккордеон мне нравятся за свою многотембровость ­ такой палитрой обладает только орган или электронные инструменты. Многие воспринимают их, как инструменты "прошлого века". Хотя с появлением на телевидении Петра Дранги и дуэта "Баян MIX" они снова стали популярны. 

­- А что тяжелее освоить?


­- Без разницы, главное желание. Для профессиональных аккордеонистов, правда, важна большая растяжка пальцев. Но для людей с небольшими руками всегда есть возможность выбрать другой репертуар или заменить неудобные места. Еще игра на этих инструментах требует определенных сил, поэтому я рекомендую заниматься силовой гимнастикой.

­- Сколько часов в день надо заниматься, чтобы через пару-тройку месяцев освоить инструмент на пристойном уровне? Например, сыграть песню или Астора Пьяццоллу?

­- Смотря в каком возрасте. Если взять ребенка 12 лет, то при ежедневных занятиях по 1­2 часа за пару-тройку месяцев реально разучить несколько пьес! Обучение я начинаю с изучения маленьких русских народных песен, танцев, маршев. Затем в репертуар добавляется классика, а уж потом только эстрадно-джазовые композиции. Вообще, на наших инструментах можно сыграть почти любую музыку, главное, чтобы это было оправдано с художественной точки зрения!

­- Играть на баяне или аккордеоне ­ дорогое удовольствие?

­- В музыкальной школе ­ нет! Но если вы захотите заниматься профессионально, то придется купить соответствующий инструмент. Он стоит, как новая иномарка среднего класса.

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ.
Тел. 8(905)869­-14-­23


 
ВАРГАН

Олег Аронов.
Самый известный проект Олега Аронова - группа Faata, которая с кем только не играла - например, с Сергеем Летовым. Сейчас Аронов ведет варганные встречи в Доме шамана на Рождественской.

­- Для чего люди хотят научиться игре на варгане?

­- Каждый по своим причинам. А может, это вообще варган решает поиграть на этом человеке, кто его знает? Таким образом, они находят друг друга ­ варган и человек. Кто-то начинает из любопытства, кто-то хочет освоить серьезные техники игры и стать варганистом-виртуозом, кому-то кажется, что с помощью варгана он сможет лечить людей (и это вполне возможно). Кого­то привлекает ореол некоей "шаманской таинственности" вокруг варганов...

Кайфа в этом инструменте полно - ­ когда ты уже дышишь с ним одним дыханием, тогда ты ощущаешь и пульс ритма, и мелодические обертоновые переливы в звучании, можешь подпевать варгану голосом, горловым пением. Все вибрации ощущаешь, как они по телу расходятся, в голове "правильно" шумит. Становятся лучше различимы нюансы звуков вообще, не только варганных. Чувство ритма развивается. Если эти навыки совершенствовать, можно перейти на следующий уровень, когда ты учишься слышать других людей, самого себя, природу, все, одним словом. Это уже совсем другая музыка.

В плане перспектив варган ­ универсальный инструмент. Он применим в любых музыкальных стилях и направлениях, сочетается практически со всеми музыкальными инструментами, с голосом, с горловым пением... Существуют даже варганные оркестры. Для варгана писали свои произведения композиторы еще в 18 веке. Его также используют и для медитаций. Много для чего.

­- Ученику нужны какие-то особые физические данные?

­- Кто угодно может стать виртуозом варганной игры ­ для этого нужно лишь желание играть, играть и играть. Одному, в дуэтах, в ансамблях, дружить с поэтами, художниками, с представителями разных течений в искусстве, играть с ними на спектаклях, чтениях... Тогда игра приобретает совершенно иной характер, нежели ты будешь раз месяц брать в руки варган и что-то там под нос наигрывать себе. Хотя кому-то хватает и этого, смотря чего ты хочешь в итоге.

­- Быстро можно добиться результата?

­- Освоить игру на варгане несложно. Все дело в том, что если ты хочешь стать мастером, на это уйдет вся жизнь. Если тебе достаточно понять, как извлекать из инструмента простейшие звуки, ­ то вполне хватит и часа.

­- Игра на варгане ­ дорогое удовольствие?

­- Я бы рекомендовал для начала татарские кубызы Вахитова: средний, большой или мелодический. Удобнее всего для удержания большой. Они стоят от 800 до 1500 руб. В крайнем случае ­ алтайские комусы, но они, к сожалению, более низкого качества по сравнению с татарскими, и некоторые техники на них сложно освоить. Лучше вообще иметь парочку варганов: и с мягким язычком, и с жестким, чтобы почувствовать разницу.

­- Твой совет тем, кто хочет научиться играть на варгане.


­ - Играть на варгане!

Если вы хотите брать уроки у ОЛЕГА АРОНОВА, напишите ВКонтакте на страничку http://vk.com/aronov_oleg