Выше головы

Fedor - photos by Ilia Bazarsky (404).jpg

Федор Бондарчук экранизировал роман братьев Стругацких “Обитаемый остров”. В оригинальный сценарий вошло большинство сцен из объемного романа, поэтому еще на стадии литературной разработки фильм был разбит на две части, которые появятся на экранах с интервалом в несколько месяцев. Первая выходит в прокат 1 января 2009 года.

- Федор Сергеевич, как произошло ваше знакомство с романом?
- В детстве я обожал Стругацких, Славинского, Лема, Эдгара По. Что касается именно Стругацких, то “Трудно быть богом”, например, я читал из-под стола, клал книжку в выдвижной ящик, а на столе у меня лежал томик “Война 1812 года”. Когда родители заходили в комнату, я придвигался к книжке “Война 1812 года”, задвигая телом ящик с книгой Стругацких. Уже спустя годы Александр Роднянский как-то попросил меня обратить внимание на этот роман. Я ответил, а что обращать внимание, если я прекрасно знаю это произведение? Но когда я прочитал роман с точки зрения постановки, как режиссер, я ужаснулся. Нет, он жутко кинематографичный, и наверное, самый кинематографичный из всех книг Стругацких. Но как его снимать? Экранизация казалась мне нереальным делом, это произведение невероятной сложности.

- Много вариантов сценария было?
- Всего было написано 28 вариантов. Первый сделал Эдуард Володарский. Его работа стала основополагающим, базисным вариантом, а до финальной версии сценарий дописывали известные писатели-фантасты Марина и Сергей Дяченко.

- В чем сложность?
- Это очень объемное произведение, оно огромное. Это первое. Сложно было придумать, нарисовать, создать этот мир, спроектировать здания и костюмы, сделать планету вогнутой, какой у Стругацких выглядит Саракш, устроить танковую атаку во время ядерной бомбардировки, сделать космические корабли, цеппелины, белые субмарины, управляемых голованов, немыслимое количество велорикш, собрать 16 автомобилей, 18 танков и прочих единиц боевой техники, сшить гвардейскую форму, 3000 костюмов, 400 пар обуви и так далее. Этот мир наводнен огромным количеством предметов и деталей - это очень детальный, подробно прописанный мир. И все это необходимо было сделать реальным, материализовать.

- Почему все ваши коллеги согласились работать над проектом при всей его невероятной сложности ?
- Думаю, в первую очередь из-за того, что там был я. Большая группа специалистов перешла из “9 роты”. Все прекрасно знают, как я работаю. Я люблю преданных людей. Все, кто работали над фильмом, каждый из департаментов - перфекционисты, и каждый день на съёмочной площадке они доказывали, что их департамент самый лучший. Им было важно, чтобы я это увидел, чтобы это увидели окружающие. Поэтому я собрал группу людей, обезумевших в своем перфекционизме.

- Как проходил кастинг?
- Кастинг шел очень долго, потому что актерский ансамбль картины “Обитаемый остров” очень большой. Мы никак не могли найти актеров, которые сыграли бы главных героев - Максима и Раду. В один момент мы даже утвердили актрису на роль Рады, но позднее нашли Юлю Снигирь, которая по масти - она брюнетка - подходила больше. Мы вообще сделали Саракш миром брюнетов - людей, живущих без солнца, тогда как наш главный герой, Максим, - пришелец, блондин, загорелый, белозубый, двухметрового роста. Такого парня мы долго не могли найти. Все в мире кино уже знали, что Бондарчук ищет какого-то фантастического героя, человека выдающихся внешних данных. И вот буквально за месяц до начала съемок нашему кастинг-директору Павлу Каплевичу позвонил Игорь Золотовицкий - актер и педагог из Школы-студии МХАТ. Он сказал, что, кажется, нашел нам героя. Паша поехал смотреть на Васю Степанова, а, вернувшись, сказал, что у нас есть “что-то с чем-то”. Когда я впервые увидел Степанова со спины - человек огромного роста, широкоплечий, с осиной талией. Я попросил его повернуться и увидел невероятное лицо. Мы включили камеру, Василий сел на стул, улыбнулся, взяли крупный план, и - решение было принято.

- Для вас было принципиально самому сыграть в фильме?
- Дело вот в чем: вместе с художником по гриму Дмитрием Кирилловым я придумал такой образ, который очень захотел воплотить на экране. То есть Прокурора по прозвищу Умник я сыграл намеренно. Я смотрю на свои актерские работы до “Обитаемого острова” и понимаю, что роль Прокурора на сегодняшний день - моя лучшая роль в кино.

- Вы были психологически готовы к сложному, длительному съёмочному периоду?
- Нет, не был. Где-то в самой середине картины или, может быть, в первой трети, у меня наступил такой стопор, такой физический перегруз, что мне пришлось вернуться в Москву на три дня, чтобы привести себя в порядок. Я не мог продолжать съемки в таком состоянии. Просто не рассчитал силы.

- Вы снимали двумя группами?
- На самом деле групп было не две, а иногда даже пять. Одну возглавлял Резо Гигинеишвили, одну брал на себя Артем Аксененко, еще одну - Сергей Астахов... Так и снимали на одной площадке несколькими группами и несколькими камерами. А над всем этим царил второй режиссер Борис Моисеевич Левкович. Он был начальником штаба и расписывал - кто, когда и что будет снимать. У него в голове все было распланировано, и каждый раз, когда мы шли на площадку, обращались к Боре Левковичу, и он говорил: что, как, где и кто сегодня снимает.

- Вы можете сказать, что сделали бы или сняли бы что-то иначе?
- Я всегда говорю одну и ту же фразу: “Я всё, что мог, то и сделал”. Лучше я не мог. Выше головы не прыгнуть. Сказать, что в тот момент у меня чего-то не было или чего-то не хватало, я не могу, потому что у меня было всё, чтобы снять “Обитаемый остров” таким, как я его задумал.

- “Обитаемый остров” приблизил вас к “Оскару”?
- Ой, нет. Мы пролетели с “9 ротой”, и сейчас загадывать по поводу “Оскара” я не хочу. Я уже стоял один раз на пьедестале и говорил речь, а потом пролетел. Это очень тяжело.
Стася Иванова